Путешествия, с камерой наперевес... (se16) wrote in russkij_sever,
Путешествия, с камерой наперевес...
se16
russkij_sever

Уголки Карелии. Беломорско-Балтийский канал.

Всё ниженаписанное - субъективное мнение, ощущение, взгляд мой и моей супруги. Поэтому прошу разборок, как в предыдущем моем посте не устраивать, и не обсуждать взгляд автора на те или иные исторические события.

Чуть больше недели назад мы вернулись из поездки по Карелии, посвященной Беломорско-Балтийскому каналу.
Моя супруга Natalie с удовольствием предложила написать для моего блога небольшой очерк о поездке и о ББК.


"Я почти вижу, как с любовью разглядывая карту русско-европейского Севера,
где была собрана тогда большая часть лагерей,
Сталин провел в центре этого края линию от моря до моря
кончиком трубочного черенка".

/А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»/

История сооружения Беломорско-Балтийского канала - это история страданий огромного количества советских людей. По указанию И.В.Сталина канал длиной в 227 км должен был быть построен за двадцать месяцев - с сентября 1931 г. по апрель 1933 г. (для сравнения: Панамский канал длиной 80 км строился 8 лет, Суэцкий канал длиной 160 км - 10 лет). Нужно также учесть, что на сооружение Беломорканала не было выделено валюты. ОГПУ должно было обеспечить строительство канала без лишних материальных издержек. Люди в счет не шли. Эшелоны заключенных непрерывно поступали на "великую стройку".

Беломорско-Балтийский канал, канал, соединяющий Белое море с Онежским озером.



Канал берёт начало у посёлка Повенец на Онежском озере и поднимается 7 ступенями до водораздельного бьефа (шлюзы 1—7 южного склона). От 8-го шлюза начинается северный склон канала, включающий 12 ступеней (шлюзы 8—19). У города Беломорска канал выходит в Белое море. На ББК имеется 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков.

Мы решили посвятить поездку истории Беломорско-Балтийского канала, захотели вблизи посмотреть на творение рук человеческих, каждой клеточкой почувствовать все то, что здесь происходило. Знакомство наше с ББК началось в поселке Повенец. В прошлом это далекое северное селение служило местом ссылки. Теперь Повенец - крупный озерно-речной порт. Намеренно не вдаюсь в историю Повенца, связанную с Осударевой дорогой. Это другая история. На берегу ББК в 2003 году построена бетонная церковь с деревянным шатром. По замыслу, она служит памятником тем, кто отдал свои жизни на строительстве канала.



Не зная историю создания ББК, трудно ответить на вопрос: «Что здесь смотреть?» Канал, как канал…………. Но когда в мозгу всплывает все то, что прочитано в книгах, становится не по себе. Трудно совместить воедино то, что видишь и то, что знаешь. Как уместить в одно: гладь воды, красивые берега, тишина, свежий ветерок, пение птиц, благодать………. и понимание, что это все на костях людей, жителей страны с названием ГУЛАГ?





В 19 километрах севернее мы посетили еще одно место, но мне бы не хотелось сваливать все в кучу, поэтому про него буду писать отдельно. А свой рассказ про ББК продолжу красотами Шаваньской плотины.



Немного истории создания плотины. Построена она из наклонных деревянных ряжей, загруженных камнями. Высота 12 метров, длина 100 метров. Ее особенность - постоянное орошение древесины водой, предохраняющее от гниения. Плотина построена в 1933 году и до сих пор работает без реконструкции. Говорят, что даже зимой, в сильнейшие морозы вода на плотине не замерзает. Все это сделали люди, главными орудиями труда которых оставались тачка, лом, кирка, лопата. Люди, которые за свой труд получали пайку – 400 грамм хлеба и баланда. Люди, которые работали по 10-12 часов каждый день круглый год. Люди, которые не имели нормальной одежды, а строительство шло на севере, не будем забывать про это.



Но красота и покой этих мест не позволяет совсем загрустить. Оглядываясь по сторонам, не устаешь восхищаться красотами севера, покоем природы, и, кажется, что этот канал, плотины, шлюзы так органично вписались в природу, что нет ничего странного или удивительного, что это сделал человек своими руками. Кажется, что все логично, что все правильно, что эта «великая стройка» действительно помогла северному флоту родиться, помогла укрепить позиции СССР на севере, помогла вдохнуть в север нашей страны жизнь.



Однако, какая-то невидимая грусть, где-то глубоко в душе, не покидает. Грусть за то, что все это создано такой ценой, грусть за то, что многие тысячи людей нашли здесь свое последнее пристанище, что тысячи людей исчезли бесследно в земле нашего севера…… «Но почему бесследно?» - воскликнет голос внутри тебя! Наша с вами задача помнить истинную историю нашей Родины, а не ту, что преподают в школах. Наша с вами задача учить наших детей, показывать им такие места и рассказывать правду, какой бы горькой она не была. И пусть Беломорско-Балтийский канал будет памятником тем тысячам людей, чьи жизни здесь оборвались и пусть каждый путник, проезжающий мимо, остановится, опустит голову, вспомнит этих людей и тихо скажет им «Простите…»



Закончить свой сумбурный рассказ хочется стихотворением Варлама Тихоновича Шаламова:

«Говорят, мы мелко пашем,
Оступаясь и скользя.
На природной почве нашей
Глубже и пахать нельзя.
 
Мы ведь пашем на погосте,
Разрыхляем верхний слой.
Мы задеть боимся кости,
Чуть прикрытые землей.»

Tags: Карелия, Тема: история
Subscribe
  • 52 comments
  • 52 comments

Comments for this post were locked by the author