yesaul (yesaul) wrote in russkij_sever,
yesaul
yesaul
russkij_sever

Categories:

Чукотка, Билибино. Северный тупик


История вопроса и фото.




История заполярного города Билибино начинается в 1955-м году. Именно тогда "ребята семидесятой широты" – разведочный отряд Н. Маковского – встали лагерем на реке Каральваам. Открыли в долине первую золотую россыпь. Началось строительство базы геологоразведчиков. Протянули зимник с Колымы, из порта Зелёный Мыс. Уже в следующем году геологи решили присвоить посёлку имя своего коллеги Ю. Н. Билибина, первооткрывателя "Золотой Колымы". В декабре 1958-го был организован прииск его же имени, а в 1959-м в закрома Родины пошло первое золото Западной Чукотки.

Разведка на золото в районе давала хорошие результаты, и в 1962-м году для разработки россыпей было организовано Билибинское районное горнопромышленное управление (БРГПУ). Мощности дизельных электростанций вскоре перестало хватать для обеспечения добычи драгоценного металла. Началось строительство ЛЭП из Певека, и вскоре энергия в Билибино должна была потечь с Чаунской ТЭЦ. Но и этого было мало. В январе 1965-го Совмин СССР принял решение о строительстве Билибинской атомной электростанции, самой восточной в СССР и единственной АЭС в зоне вечной мерзлоты. На стройку, вскоре объявленную всесоюзной ударной комсомольской, приехало несколько сотен добровольцев из Европейской части Союза. В 1974-1976 годах один за другим запустили в работу четыре блока АЭС, которая стала основным производителем электричества в замкнутой энергосистеме Западной Чукотки.

Росла добыча золота. В 1969 году БРГПУ преобразовали в Билибинский горно-обогатительный комбинат (БГОК). Доподлинной статистики его работы нет (всё, что касалось добычи золота, было в Союзе строжайше засекречено), но известно, к примеру, что в промывочный сезон 1969 года предприятие сдало более 14 тонн драгметалла. Игра стоила свеч. Вместе с золотодобычей рос и посёлок Билибино. Построили школы, в их числе детскую музыкальную (1965), отделение связи (1966), детскую районную библиотеку (1967), кинотеатр на 300 мест (1968) и много чего ещё. В Новый год-1971 билибинцы смотрели телепередачи из Москвы – благодаря запущенной накануне телевизионной станции "Орбита", разместившейся на горке неподалёку.

В лучшие годы в посёлке жило до шестнадцати тысяч человек. Гнали руду, производили золото, обслуживали мирный атом. А потом ... случился суп с котом – настали лихие, злые девяностые. Чукотское золото оказалось ненужным новой России. Закрылись прииски, ГОК захирел, а с 1997-го и вовсе прекратил добычу, прирастая только долгами. Осталось лишь несколько маломощных старательских артелей. В 1993-м посёлок произвели в города, но это его не спасло. Народ побежал из Билибина на материк. К 2002-му население сократилось до шести с небольшим тысяч, сейчас – около пяти. В 2005-м окончательно юридически ликвидировали обанкротившийся ГОК, оставивший после себя тяжкое наследство в виде многомиллионных долгов бывшим работникам по социальным выплатам. Половина зданий в городе пустует, остатки ГОКа и обслуживавших его производств лежат в руинах. Даже металлоконструкции никто не вывозит на продажу как металлолом: везти по зимнику в Певек (350 км) или Зелёный Мыс (280 км) бессмысленно, чёрный металл обойдётся по цене золота.

Оставшиеся люди как-то выживают. Цены в магазинах запредельные, работы нет. Думаю, что жизнь ещё теплится благодаря АЭС: оттуда свет, тепло и деньги (зарплату в системе Росатома, вроде, выдают регулярно). Но на 2016-2019 годы намечено закрытие станции. И вот тогда Билибино умрёт уже окончательно. Правда, в 20 километрах от города работает подземный золотой рудник "Каральвеем", но он не может принять на работу всех желающих. Впрочем, есть среди билибинцев и вполне жизнерадостные. Как тот парень-таксист, что однажды нас подвозил (такси вообще много, поездка по городу – 80 рублей): в Билибине родился и вырос, всё ему там нравится, уезжать не собирается. Но кому будет нужно такси в мёртвом городе?

Сейчас добраться до Билибина с материка можно только по воздуху (если не считать автозимник Магадан – Зырянка – Билибино длиной 2500 км) из Магадана или Анадыря. Полёт Магадан – Кепервеем (аэродром в 40 километрах от города) займёт три часа и обойдётся в сумму от 10 до 20 тысяч рублей.



0. Билибино сверху.



1.



2.



3. Заполярные коровы. В продажу иногда поступает родная, билибинская телятина.



4. В качестве сарайчиков используются контейнеры, в изобилии поступавшие в адрес ГОКа по северному завозу, да так и застрявшие там навсегда.



5. Гастроном "Арктика" в одноимённом микрорайоне. Там, кстати, была вполне приличная картошка по 60 рублей (в отличие от 135 в соседнем "коммерческом" магазине "Статус").



6. Бабушка русской революции полярной геологоразведки – буровая установка ударно-канатного бурения БУ-20 производства Оротуканского завода горного оборудования (тоже, кстати, закрытого и до основания разорённого). Именно такими машинами вели разведку северного золота много десятков лет и до недавнего времени.



7. Цены на бензин, если кому интересно.



8. Новую церковь построили относительно недавно.



9. Вот такой нарядненький микрорайон "Арктика". Построили, видимо, на самом излёте советского времени, и выглядит он пока вполне прилично.



10. Ребятишки пока есть.



11. Заполярная полиция, коротко "заполиция".



12. Вывески.



13. Город кончается внезапно, резко: вот последний дом, и сразу лес.



14.



15. Река Большой Кепервеем.



16. Бывший плавательный бассейн. Говорят, что-то неправильно спроектировали или построили, и здание на вечной мерзлоте дало трещины.



17.



18.



19. Трескаются не только бассейны, но и жильё.



20. Что-то "ЕдРо" не спешит на помощь билибинцам, ограничиваясь лозунгами и транспарантами.



21. Бывшее здание конторы Билибинского ГОКа на главной площади.



22.



23. Памятное знамя, оставленное комбинату на вечное хранение, скорее всего, украли в числе прочего в период банкротства.



24. Напротив здания ГОКа – железобетонная "дурында", воздвигнутая к 45-летию Билибина. На ней изображены символы города – фигурки оленеводов и разведчика недр, богатства недр и знак мирного атома. Справа трибуна, откуда в былые времена отцы города и района приветствовали трудящихся во время торжественных демонстраций.



25. У местных художников свой взгляд на облик разведчика недр: этакий Буратино-гермафродит.



26. Тот самый кинотеатр "Искра". Не работает, заброшен.



27. Дети есть, пока что есть.



28.



29. Видимо, здесь был главный храм, пока не построили новый.



30. Характерные названия улиц: Приисковая, Шоссе горняков, Курчатова.



31. Другая река – Каральвеем.



32. Домики для рабочих ГОКа на Сеймчанской улице – первой в посёлке. Геологи поначалу прибывали в Билибино в основном из Сеймчана, отсюда название.



33. Интересно было бы узнать, на базе какой машины собрано это чудо техники. Да не у кого спросить.



34. Дети – всюду дети.



35. Остатки первых приисковых домов.



36. "Пожарка" (1962).



37. Эта техника едва ли когда-нибудь ещё выйдет в рейс.



38. Первая улица двухэтажных жилых домой в Билибине – имени 30 лет Советской Чукотки. Заложена в 1960 в честь 30-летнего юбилея Чукотского национального округа.



39. Водитель, который справа, явно завидует коллеге: у того и спецодежда приличная, и, наверное, стёкла в машине не так побиты.



40.



41. Бараки на 30 лет Сов. Чукотки начали было сносить, да так и бросили.



42. Вот жили люди, красили стены, клеили весёленькие обои. Хозяйка тут что-то вкусненькое готовила. Следы некогда бывшей жизни …



43. Пугало Перестройки.



44. А здесь по сей день кто-то живёт.



45. "СВСТМ" – это бывший трест "Северовостоксантехмонтаж". Сейчас потребность в сантехнике у билибинцев не столь велика, как прежде, и то, что осталось от треста, явно переживает не лучшие времена.



46. Трудяга Севера на свалке истории.



47. "Арктика".



48. Среди частных домов удивительным образом сохранилось некоторое количество весьма крепких, как вот эта хатка почти что малороссийского вида.



49.



50.



51. Ракета "СССР" больше никогда не полетит.



52.



53. База Зеленомысского морпорта некогда была оживлённой и востребованной: большинство грузов завозили морем. Сейчас заброшена.



54. На Певек сворачивать здесь!



55. Да, кстати: дома здесь действительно стоят на сваях, как и пишут в книгах про полярные города в вечной мерзлоте.



56. Удивительно, но есть в Билибине свой небольшой, но уютный ресторанчик. Вопреки ожиданиям, цены в нём вполне божеские. Бизнес-ланч, обильный и по-домашнему вкусный, обошёлся в 350 рублей. Обедами питают по будням с 13:00 до 15:00, в остальное время заведение закрыто. Зато по пятницам и субботам ресторация предлагает вечернюю программу с музыкой. Посетить её не удалось, отзыва не имею.



57. В завершение – несколько чукотских красот.



58.



59.



Фотки можно увеличивать до размера 1200х800!

Tags: Города, Заполярье, Путевые заметки, Рассказы и очерки: о местах, Север Дальнего Востока
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 98 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →