Qzmn (qzmn) wrote in russkij_sever,
Qzmn
qzmn
russkij_sever

Categories:

Кольский полуостров зимой



Новогодняя поездка 2011-12 в поисках снега.

Не смотря на мои возражения против раннего подъема, наш экипаж (я, anna_laxmi, и некто Митяй) выехал из Москвы самым первым. Ребята на Лансере стартовали, когда мы пересекли магический круг МКАДа, а Петян, идейный вдохновитель поездки на Кольский, нажравшись на корпоративе, вообще спал непонятно до скольки и только потом пошел чинить, отказавшие после лифта, задние тормоза Эскуды. На улце была плюсовая темпереатура, дорога была свободной, и мы быстренько домчали до Ярославля. Обогунв его по окружной, мы направились в сторону Вологды. За бортом по прежнему плюс. Перед Вологдой остановились на обед в кафешке, где летом кормят окрошкой на воде. Там же нас нагнал Лансер. Далее едем вместе, однако на окружной Вологды встаем в пробку и теряемся со второй машиной. Немного заплутав, едем без навигатора, я в него залил топокарту без маршрутизации по дорогам, свернули на дорогу в Череповец, но вовремя одумавшись, вернулись и поехали по указателю Медвежьегорск на Вытегру. Повалил снег. На пол пути до Вытегры асфальт под колесами превратился в лед, машину начало таскать по дороге. Местами еду на полном приводе. По пути авария, улетел в кювет МБ Спринтер, все целы, его вытаскивают МАЗом дорожников. Едем дальше. В Вытегре свернули на Пудож, где нас ждали натопленные номера в гостинице КарелОнего. Дорога еще ухудшилась. Местами было много голого льда. В лобовое лепил пушистый снег, видимось была минимальной.



На исходе сил добрались до Пудожа. Время – час ночи. Ура, первые 900 км позади. Экипаж Лансера уже в гостинице, приехали на пару минут раньше нас. Уставшие отваливаемся спать. В 5 утра в гостишу подваливает Петян, выехавший сильно позже всех. Подъем обозначили на 9 утра, хотя реально все встали в 10, неспешно собрались и поехали завтракать в отличную столовку в гостинице Уют, что на выезде из Пудожа. Подкрепившись, выезжаем дальше. Наша промежуточная цель – коса в Челмужах на берегу Онего. Хотим проверить зимние подъезды и закатнуть на кайтах по озеру, если удастся. На улице оттепель, весь вчерашний лед блестит оттаявшей водой и колдобинами. Ехать не легко, про себя жалеем экипаж на легковом Лансере. Останавливаемся сфотографировать зимнюю карельскую деревню.



Ноги разъезжаются на льду. Дальше ехать становить еще страшнее, особенно когда приходится расходиться с летящим на встречу лесовозом SISU.



Экипаж Эскуды и мы сворачиваем с трассы к Челмужам. На косу ведут следы нескольких легковых автомобилей. Снега не много, впринципе проехал бы и Лансер. Вскоре за соснами показывается озеро.




Льда нет, только немного шуги у берега.




Покайтать не удастся, но ничего мы и так довольны, что удалось выехать на берег Онего.



Катаемся по косе на внедорожниках, как летом, получаем удовольствие.




Ребята тестят гоупро с «палкой». Палка, как выснялось позже – великое дело.



Покатавшись по косе, выезжаем на трассу и едем дальше на север. До Медвежьегорска дорога все такая же плохая, но выйдя на мурманскую трассу мы видим чистый и ровный асфальт, чему очень рады. На улице по прежнему плюсовая температура. Вот тебе и север. Где то в Северной Карелии на асфальте появляется снег, снижаем скорость. Удается держать 70-90 км/ч. Немногочисленные машины идут с примерно такой же скоростью, кто-то медленнее. В один момент на огромной скорости нас обгоняет Тоета Рав4. Дивимся такому экстремальному поступку. В моей голове находиться обяснение такой скорости наличием системы курсовой устойчовости в соверемнной машине. Сам же прекрасно помню, как мы летели 150 по карельским снежным дорогам на паркетниках. Но для наших архаичных машин такие скорости недопустимы. Спустя какое то время видим кучу машин на дороге с включенной аварийкой. Подъезжаем. Реально, авария, только что случилось. Рав4 шел на очередной обгон и приехал в лобовую в мазду 3. Опущу страшные подробности, скажу лишь, что мы оказали посильную помощь и уезжаем своей дорогой. Осадок неприятный, снижаем скорость. Друзья, торопиться на дороге особенно на зимней можно только на свои похороны. Потихоньку на остатке сил доезжаем до Кандалакши. В один момент за несколько десятков км до города перед Эскудой Петяна выскакивает глупый лось. Петян оттормаживается, машина идет в занос, но все нормально, до лося еще несколько метров. Лось не сразу понял что нужно делать, сначала пробежал впред по трассе и только потом нырнул в лес на своих двухметровых ходулях. Да тяжела зимой дорога, отнимает кучу сил и внимания. Но мы доехали до гостиницы в Кандалакше, загоняем машины на стоянку и заселяемся, вечерний разбор дня, пиво и кальян, и спать.
На следующий день весь горнолыжный народ, а это 7 человек из 9, срываются без завтрака на кандалакшский горнолыжный склон кататься. Мы никуда не торопимся.

Я запечатлеваю окрестности.















Заехали на перевал по дороги на Умбу.




Вид с перевала на Кандалакшу.




В другую сторону открывается вид на Кандалакшский залив Белого моря.








Нереально красиво выглядат здесь деревья.









Со смотровой едем к ребятам на склон, где я, надев туристические лыжи, поднимаюсь на гору с камерой, чтоб поснимать окрестности.










Тем временем подъемники выключают, и мы все едем обедать а потом закупать продукты к новогоднему столу, сегодня же 31 декабря! Накрываем новогодний стол в арендованном банкетном зале в гостинице. Близится полночь. Отмечаем новый 2012 год и ночью идем на мыс любоваться на Белое море.



На следующий день первого января снова выбираемся на гору, чтобы сфотографировать снегурочку в заполярье.




И окружающую природу.






После горы спускаемся вниз к городу и сворачиваем к Белому морю в дальнем районе города, названным местными жителями Японией. Гуляем по берегу моря.



Кандалакшский залив не замерз, на улице около 0С, что является редкостью для января.




Как стемнело, едем в гостиницу и собираем вещи для завтрашнего похода. Мы в троем с Лакшми и Петяном идем на сопку возле деревни Колвица, чтоб полностью окунуться в зимнюю природу заполярья. Вещи собрали, теперь можно в баню, где уже парятся наши непоходные друзья. На следующий день ранний подъем и выезд затемно на восток от Кандалакши в Колвицу. На подъезде полярное солнце выходит из-за туч и освещает нереальными красками деревню.



В Колвице проезжаем по деревне максимально близко к интересующей нас горе и оставляем машину у добродушных хозяев, предварительно сообщив, что уходим в горы на несколько дней.
Надев рюкзаки и лыжи двигаемся по снегоходной дороге в сторону горы.



Начинается пологий подъем. От души намазанные лыжи отказываются ехать вверх. Петяну на немазанных широченных мягких твинтипах идти чуть легче, но тоже не айс. Снимаем лыжи и двигаемся пешком. Снега по началу чуть ниже колена. Доходим до лесных дач. Здесь все следы человека и машины заканчиваются, и мы уходим в лес. Снега тут становиться больше, и нам снова приходиться надеть лыжи. Чтоб они не скользили наматываем веревки под грузовую платформу лыжи, такой колхоз я подглядел в какойто книге по зимнему туризму. С веревками идти немного веселее. Переходим засыпанный снегом ручей. Пересекаем болото и после начинается крутой подъем с заснеженными валунами и высокими елями. Идти становиться тяжелее. Опять снимаем лыжи и прорубая ступени в метровом пухляке потихоньку двигамеся вверх. Крутой подъем преодалели, лес становиться менее частым.



Еще сколько то подъема траверсами, и мы оказываемся на живописной полке поросшей редким сосняком.



На часах половина пятого, сумерки, пора ставить лагерь, да и силы на исходе. Пока я ставлю палатку, Петян откапывает лавинной лапатой яму под костер. Глубина снежного покрова около 70см.



Затем идем пилить найденные в полутьме сушины. Разводим костер, готовим еду, ужинаем. Какоето время сидим у костра, а затем залезаем в палатку. Включаем газовую лампу и примус чтоб прогреть нашу тряпочную заполярную хижину. В палатке тепло, раздеваемся и залезаем в спальники. Отбой.
Спали долго, часов 10-12, сказывается ударный темп первого дня. Просыпаемся с рассветом, то есть часов в 11. Завтрак в палатке и мы неспешно вылезаем из оранжевой полусферы в синеватое заполярье. На улице так же пасмурно, и не холодно.



Сегодня мы идем налегке на вершину горы. Вокруг очень красиво, полно снега и редкие сосны на живописных склонах Колвицких тундр.










Петян.





А за ним anna_laxmi.




Поднялись выше зоны леса.



Тут дует сильный ветер и летит колючий снег. Видимость низкая. Шли мы наверх, шли пока не решили, что идти хватит, так как скоро стемнеет и мы можем не спустится с этой горы.



Устроили у большого камня привал с бутерами и чаем. Перекусили и пошли назад.




Начало смеркаться, видимость ухудшается. Решаем не терять друг друга из виду, а то можно больше и не найтись. Наших следов не видно, их уже замело. Медленно спускаемся в зону леса, где нет ветра, и мы без труда находим нашу лыжню и возвращаемся по ней к лагерю. Почти в темноте происходит активная заготовка дров, вечера здесь длинные. Пару тройку сосновых сушин решают проблему тепла и уюта. Еда приготовлена и съедена, вещи просушены, тела прогреты, коньяк с водкой подходят к концу, байки травим всякие.




Дрова все дожгли и спать полезли.
На утро вся палатка изнутри обмерзла, температура ночью упала до -15С. Никто из ее обитателей не замерз. Позавтракали и начали неспешно собираться.









Нам предстоял спуск с горы и переезд в Кировск. По пути увидели голубое небо:)



Спустились за пару-тройку часов по какой то непролазной тайге.





В результате оказались в деревне у автомобиля. Пока счищали снег и укладывали вещи, подошел местный мужик и стал жаловаться, что вчера ночью он волновался, увидев свет фонарей на горе, даже спасателям звонил. Вот такие здесь сердобольные товарищи.



Проехав через Кандалакшу и хорошенько подкрепившись там, мы направились в Кировск. 150 км зимней дороги дались на удивление совсем легко и незаметно. Зато, заселившись в гостиницу, усталость дала о себе знать и все отрубились летаргическим сном. На утро все горнолыжники, а их снова стало много, т.к. мы воссоединились с не ходившей в поход частью народа, поехали катать на "25 км". Ну и некатальщики тоже туда зачем то поехали. Смотреть там особо нечего. Голый склон напротив индустриального района Кировска. Попробовав забраться на вершину, я получил в бровь бугелем и решил оставить это неблагодарное занятие.

Кировск.



Следующий день я решил посвятить сноукайтингу. Не зря же везли с собой всю матчасть, да и в Москве по любому оттепель, и надо пользоваться случаем. Поехал на Экостровскую Имандру, где нарезал пару галсов перед палатками с рыбаками, дуло слабо.



На обратном пути заезжаем на склон Вудъявр, чтоб купить сувениров в киоске. Склон выглядит заметно более приветливее, чем "25 км". Куча модного народа, металлогалогенный свет "на все деньги".



Вижу пару кайтов в небе. Здесь дует посильнее, чем на озере. Решил тоже прокатиться. Доехал до вершины склона на силе ветра и также спустился. Порадовался сам, а еще больше порадовал людей, едущих с горы мне навстречу.








На следующий день мы уезжаем. Планируем ехать через Петрозаводск, чтоб не гробить себя и машины на злом перегоне Медгора - Вологда. По дороге останавливаемся у стелы Полярный круг.



К вечеру приезжаем в Петрозаводск, где нас ждет забронированные номера в дебаркадере на Онего. Не верится, что сегодня мы уехали от сугробов и живем в доме на воде.






Позавтракали в сетевой блинной, отдали денег гаишникам за нечитаемые номера, сфотографировались на набережной Онежского озера и преодолели нелегкие 1000 километров до дома.
Конец.

Tags: Мурманская обл.: Кандалакша и вокруг, Мурманская обл.: Хибины - Ловозеры, Подборка фото, Рассказы и очерки: о путешествиях, Тема: всё сразу, Тема: природа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →