Путешествия, с камерой наперевес... (se16) wrote in russkij_sever,
Путешествия, с камерой наперевес...
se16
russkij_sever

Categories:

Воркутинский тракт 2011. Часть 2 - Москва-Печора

Автор текста - СкиталецЪ
Фотографии - Merl, Майор

Оригинал ЖЖ версии отчета живет тут



День 1.
20 февраля, воскресенье.
Мск-Кострома-Судиславль.


Асфальт он и есть асфальт, вкатываемся в дорожку, воображение рисует планы. Мозг освободился для приема новых впечатлений. Все хорошо. Настораживает немного, полнейшая разнокалиберность автомобилей, но в достижении цели, а именно Воркуты совершенно никаких сомнений нет. И быть не может.

Рация шипит на 15-ом канале. А я никогда не упускаю возможности поболтать со встречными дальнобоями. это разнообразит отпуск. это наполняет жизнью монотонные километры. и вообще первый день он главней самый. именно в этот день тебя отпускает предэкспедиционный цейтнот. Дальше уже только вперед, только дорога, только путешествие. И тысячу раз был прав Паша Деф говоря, что не в цели путешествия смысл, смысл в самом путешествии, в пути к этой цели.
А путь?! Путь, он начинается сразу с первого километра. Проносящиеся пейзажи, запах, километровые столбы, засады полицейских, упс, извините, они у нас еще тогда были милиционерами... придорожные кафешки...это все и есть часть другого, нового и непонятно, обычного и каждодневного. Это Другая Жизнь. Уметь себя вырвать из мыльной пены бытия и перестроить на совершенно другой уклад жизни и жизненных принципов. Когда надо утром встать в семь, не потому что в 9 ты обязан быть на работе. Обязан кому? Себе ли?? А встать в семь надо, потому что в семь уже светло, а в шесть уже темно. А мир надо впитывать днем, а не ночью. Это ли не кайф от жизни... не есть ли это моя настоящая жизнь.



День 2
21 февраля, понедельник...
Судиславль – Чухлома – Солигалич – Гремячий – Тотьма – В.Устюг – Котлас – Сольвычегодск.


Впереди до начала спецэтапа всего полторы тысячи км и трое суток. Поэтому делаем небольшой крюк и уезжаем из Костромской области в Вологодскую через Телепорт, как его метко обозвали наши друзья.
Так конечно не быстрее, не проще, но почему бы нет.







Сашка Железнодорожник с самого утра понедельника уже получил пропуска в погранзону архангельского отряда и мчит на поезде в Котлас. Именно до Котласа мы и должны сегодня доехать к вечеру. И вообще говоря, именно из Котласа началось строительство ветки на Воркуту, а, равно как и на Салехард. Так что можно считать, что наш маршрут начинается тоже с Котласа. Этого стратегически важного транспортного узла, стоящего на берегу великой северной Двины, чуть ниже по течению от того места где Сухона и Юг, сливаясь в единочество, дали начало Великому Устюгу.

Но увидеть виновницу нашего путешествия – газовую трубу, нам пришлось гораздо раньше. Удивительно, но это самая что, ни на есть прямая линия из Ямала в Европу и проходит она через Котлас и Тотьму на Тверь. Поэтому, чуть не доезжая до асфальтовой дороги, Вологда-Тотьма мы пересекли эту величайшую стройку, которая забрали миллионы гектар плодородной и не очень земли в пожизненную технологическую территорию транзита газообразного бабла.

К вечеру мы были в Котласе, на вокзальной площади встретили Сашку, наконец-то у меня теперь есть штурман,





и в ночь умчались искать место для ночевки на берегу Вычегды. Самого мощного притока Северной Двины, берущего начало в парме (тайга на Коми наречии) Тиманского кряжа.
Поиск ночевки в условиях экспедиции вообще-то вещь достаточно нетривиальная. Место надо найти такое, чтобы удовлетворяло всех участников путешествия, чтобы было красиво, и речка, а еще, чтобы были дрова. Однако зима убивает наповал все эти полезности и сводится к тому, что в час икс мы начинаем тыкаться во все подходящие для нашего транспорта отворотки. На участке от Котласа до Сольвычегодска, а ехали мы по правому берегу Вычегды, там, где ни разу еще не ездили. Так вот на этом участке оказалось две отворотки – первая как обычно это бывает, привела на городскую свалку, вторая оказалось отвороткой к любовно очищенному рыбачками пятикилометровому съезду прямо на берег.
Несказанная удача, мы стоим на берегу великой реки, у ног пляшет робкий на тридцатиградусном морозе костерок. Под водочку и закуску так приятно начинать путешествие. Ведь такого вечера у нас больше не будет. Мы едем на крайний севр. Морозы начинают....неееет, морозы с той ночи свалились почти к плюсовым отметкам, а вот деревья и кустарники начинают постепенно исчезать...

День 3
22 февраля, вторник.
Сольвычегодск – Сойга – Яренск – Жешарт – Айкино – Вогваздино – Емва – Чиньяворык – Ухта – Нижний Одесс.


Сольвычегодск. Соль Вычегодская.
И нам безумно повезло посмотреть на великолепный, старинный город в правильную погоду. Фотокарточки – как на обоях.











Тут из-под земли бьет фонтанами соленая вода, тут источник финансирования всех меценатских проектов Строгановых, тут его вотчина.



Провинциальный милый город, из достопримечательностей очень красивый архитектурный ансамбль и домик где отбывал ссылку вождь....



Это лежит на поверхности. Если копнуть дальше и глубже, то чуть выше по течению, огромный целлюлозный комбинат в Коряжме, который отравляет экологию на многие мили вокруг, и подогревающий воду вниз по течению до степени ее незамерзания и поэтому невозможности построить ледовую переправу.



Кстати, именно эта незамерзающая фарватерная полынья и дарит такие эффектные фотографии, влажный воздух оседает на всех выступающих частях рельефа и замерзает в причудливых узорах..



Это и дикая в своей жестокости история 80-ти летней давности. Именно по той дороге, что нас ждет впереди, от конечной станции железной дороги в Котласе (дальше дороги не было) отправляли баржами и пешим ходом спецпереселенцев со всей страны. Людей, чья неосторожность и вина перед государством была лишь в том, что они умели и хотели работать на себя. Тысячи и тысячи безвинно осужденных крестьян нескончаемым поток шли в глухую неосвоенную тайгу вверх по Вычегде и Выми. Это был колоссальный людской поток. Это были колонизаторы поневоле. Именно они первыми основали подавляющее большинство современных производственных поселений. Тяжкая страница истории... и эта страница перелистается у нас перед глазами за один день.







Деревушки вдоль строящегося тракта, который должен соединить Архангельскую губернию и Коми производят местами гнетущее впечатление. Тракт этот, кстати, с трудом круглогодичный. Небольшой кусок между деревушками Сойга и Харинская так и лежит в стадии руин. И весь трафик отправляют на зимник, который летом в плохую погоду с трудом проходим и на полном приводе.







К закату добираемся до Вогваздино, здесь Вычегда делая большую петлю, уходит далеко на юг, на Сыктывкар, а нам дальше по ее притоку Выме (ну или по Вымени..ну или как-то еще, я не силен). В Вогваздино, кстати, был первый раз проверен гайцами, и предпоследний за всю поездку, там отличная столовая, где узнаем, что наши азиатские друзья всего в полусотне километров позади нас. Короткий бросок по совершенно разбитой дороге до Ухты и встаем на ночевку не доходя до поворота на Нижний Одесс. Сегодня у нас встреча, официальный старт экспедиции и размышлялки о дальнейшей судьбе мероприятия.



День 4,
23 февраля, среда, типа праздник.
Нижний Одесс – Вуктыл – Усть-Щугор – Усть-Воя – Чикшино – Печора


Вот ведь загадочный праздник какой. Поздравляют друг друга исключительно мужики. И самозабвенно так поздравляют.



Удивились отличной погоде



и тому, что вчерашний ужин на роль завтрака никак не подходит – замерз, ледышка.



У нас совещание. Как ехать? По серпантину или через Вуктыл. По серпантину стопроцентно доедем, но вроде как гражданский зимник и не очень интересно. Через Вуктыл, сильно длиннее, не факт, что там зимник в этом году положили, но зато красивее.



Опрос населения результатов не принес, по причине полного отсутствия населения в том лесу, где мы ночевали. Зато население было в самом начале зимника на Ираэль. И в любое время года в любое время суток можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что в начале серпантина обязательно будет население. Водители грузовиков, а грузовики там, в большинстве своем огромные и полноприводные, перед выходом на маршрут собираются в кучки. Можно сказать, что настраивают себя, подзадоривают. Мы пройдем, мы сильные, у нас все получится. Помедитировали и помчали. Вот такая вот там непростая дорожка.

Мнения у населения разделились – собственно это было просто два мнения. Я не знаю и дорога есть. Соответственно получилось, как бы воздержался и ЗА. Положительных отзывов гораздо больше. Поэтому мчим на Вуктыл.



Всего-то 150км асфальта и одна Печора.





Вуктыл совсем молодой город.




Тут 30-лет назад продырявили землю, а оттуда пошел газ. Дырку быстро заткнули, но газ продолжал идти и идет до сих пор. Газ в таких количествах в тайге нафиг был никому не нужен, поэтому пришлось строить город, который бы обслуживал дырку. Городу этого газа тоже было многовато, поэтому пришлось строить газопровод. Так и живет Вуктыл на двух предприятиях добывающем и транспортирующим. Ведь тут совсем рядышком проходит газопровод из Уренгоя, который идет в Помары и Ужгород (всю жизнь считал, что он идет в Самару и только повзрослев и увидев карту, понял, что такие кривые газопроводы не стоят).

В Вуктыле были остановлены. Вернее даже не так. Были замечены на АЗС местными еще пока милиционерами в форме ДПС, и строго-строго переписаны в какой-то кондуит. Все-таки тупиковые городки удивительны по своей островной укладке жизни. Посторонних и транзитных людей тут почти нет. Поэтому каждая такая встреча, сначала подозрительна, а потом восторженна.
Отсюда второй по счету ледяной брод через Печору





и дорожка красивым зимником начинается долгий путь вдоль Печоры через старинные села Усть-Щугор, Усть-Соплеск и Усть-Воя. Прошлым летом мы уже ездили по этим местам. Изображая, что у нас всепроходимые внедорожники.



Но природа оказалась сильнее и пришлось пересаживаться на паром



Зимник действительно очень красивый,



хоть и не в пример серпантину тряскучий, мы сразу же сдулись до зимних полторашек и уже долгие две недели до выхода на асфальт в Нижнем Одессе так и не накачивались.





К закату, а закат тут в четыре часа. Почему-то регион продолжает жить по московскому времени, хотя всего лишь в сотне километров Хантах уже плюс два часа. От этого у нас рассвет стал происходить чуть не в пять утра, а закат чуть не в три дня. Крайне неудобно, поэтому экспедиция как-то постепенно перевелась на ТО время, тем более наши друзья из тех мест, так свои организмы и не перестроили. И всю экспедицию пытались нас разбудить в шесть.

После Усть-Вои меандрирующая Печора ушла в сторону, вернее это мы от нее ушли по технологическим бетонкам вдоль трубы. А там вся местность нашпигована скважинами, трубами и бетонками, только успевай сворачивать на нужные.
В результате под самое затемнение пейзажа мы оказались в Чикшино, которые местные упорно именуют Чикагой. По названию некогда градообразующего предприятия общепита, типа столовая. На этом сарае гордыми буквами написано заблудившееся Чикаго, что вводит в ступор залетных путешественников.
Все. Дальше неинтересно. Час езды по отличному асфальту и мы, в третий раз за один день пересекая Печору по ледянке, приезжаем в шикарнейший отель Альфа.



Сегодня у нас все-таки праздник, поэтому разобрав автономную вебасту мы отправились в сауну отмокать в джакузи.



Продолжение следует...
Tags: Рассказы и очерки: о путешествиях, Север в целом, Тема: всё сразу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments