Алексей Ерошин (e_aleks) wrote in russkij_sever,
Алексей Ерошин
e_aleks
russkij_sever

Поездка в Архангельскую область: Часть 8 (Бережная Дуброва)

Сейчас, в конце апреля, за неделю до майских праздников, я решил дописать отчет про свою летнюю поездку в Архангельскую область, которая состоялась в последнюю неделю июля.
С того времени я уже успел описать практически всю поездку - я уже рассказал о том, как мы провели несколько первых дней, осматривая Каргополь и старинные села Каргопольского уезда. Я уже описал и наше пребывание в Кенозерском национальном парке, где мы сначала осуществили двухдневный пеший переход по транскенозерской тропе через таёжные леса из Каргопольского сектора парка в Плесецкий сектор, а потом провели три дня, живя в гостевом доме в старинном селе Вершинино и изучая окрестности.
Осталось же рассказать лишь о последнем дне нашей поездки, когда по дороге в Плесецк, мы заехали в село Бережная Дуброва, где осмотрели деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Раннее утром 31-го июля. Еще только пол пятого утра, а мы втроем - я, uraken и Алексей Елагин уже собрали свои вещи и покинув гостевой дом идем к перекрестку в центре села, где через 15 минут мы должны сесть в маршрутку, чтобы доехать на ней до с. Конёво.

Вообще-то выбраться из села Вершинино, и особенно в воскресный день, крайне нетривиально. Какое-то время назад там ходил автобус, но его отменили, а остались лишь две частные маршрутки, уходящие попеременно в Плесецк рано утром (примерно в 5 утра, в какие-то дни возможно и несколько раньше, в какие-то дни и несколько позже) и где-то в полдень, уходящие из Плесецка обратно. Сама маршрутка - это либо небольшой микроавтобус, либо УАЗ-патриот, в котором в лучшем случае может разместиться 8 пассажиров, а с учетом вещей и того меньше.
Чтобы уехать, необходимо заранее договариваться с водителем и бронировать себе места. Нам же очень помогли в администрации парка - еще в первые дни нашего пребывания в Вершинино, когда мы обсуждали с Галиной Ивановной (руководителем отдела туризма) различные варианты экскурсий, мы заодно и обсудили вопрос, как нам возвращаться обратно, и она созвонилась с водителем и попросила нас забрать.

Ехать до Конёво примерно 80 км по достаточно хорошему грейдеру, так что не наступило и семи часов утра, как нас высадили около автостанции в центре села.

Убедившись, что автостанция закрыта (а открывается она лишь перед оправлением автобуса в Плесецк), мы, прежде чем осматривать село, выбираемся на берег р. Онега и устраиваем там завтрак - кипятим чай на горелке и перекусываем тем, что у нас было с собой.

Пороги на р. Онега.

Еще пара видов Онеги.

На противоположном берегу располагается деревня Авдотьино. Если хорошо присмотреться, то можно увидеть и деревянную часовню в деревне.

Перекусив же и погуляв по берегу реки, мы продолжаем осмотр села.

Деревенский дом.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Конёво.

Вернувшись в центр села и уточнив у местных жителей, что в 10-30 будет маршрутка в Плесецк, а в 13-30 будет рейсовый автобус, мы решаем прогуляться в село Бережная Дуброва, расположенное примерно в 5 километрах от нас и знаменитое прежде всего старинным деревянным храмом Рождества Пресвятой Богородицы, построенным еще в конце XVII века.

По пути же мы осматриваем деревянную часовню Покрова Пресвятой Богородицы и Александра Невского в с. Конёво, построенную ориентировочно в середине XVIII века. Часовня сейчас действующая, но в тот момент, когда мы там были, она была закрыта, так что внутрь мы не попали.

Часовня Покрова Пресвятой Богородицы и Александра Невского.

Осмотрев часовню, мы разделяемся с uraken - он решает не идти в Бережную Дуброву, а уехать в Плесецк на маршрутке в 10-30 и уже там отдохнуть перед поездом. Мне же с Алексеем еще предстоит пройти около 4 км по пыльному грейдеру - старой трассе Р2 - прежде чем налево уйдет дорога к Онеге, приводящая к парому.

Небольшой населенный пункт Сельхозтехника. Именно за ним и уходит дорога в Бережную Дуброву.

Река Онега и паромная переправа.

Расписание у парома отсутствует, и похоже, что работает он в режиме "по требованию". По крайней мере, когда мы подошли к пристани, паромщик окрикнул нас, нужно ли нам на другую сторону, и получив утвердительный ответ поплыл к нам.
Сам паром двигается лишь благодаря силе течения реки. Паромщик только поворачивает паром под нужным углом, а дальше он уже плывет сам - при этом очень и очень медленно.

Еще пара фотографий парома.

На другой стороне реки располагается старинное село Бережная Дуброва. Когда-то это было крупное село, включающее в себя пять деревень, расположенных вдоль излучины Онеги. Сейчас же из всех деревень сохранилась лишь одна.
Еще в начале XX века в селе располагалось две церкви - деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и каменный Никольский храм. По соседству с ними возвышалась и шестигранная деревянная колокольня.
Но время шло и лишь храм Рождества Пресвятой Богородицы дошел до наших дней.
Хотя точная дата его основания не известна, есть все основания предполагать, что построен он был еще в конце XVII века. Позже же храм несколько раз достраивался и перестраивался.

Сейчас храм заколочен и обшит лесами, но реставрация похоже лишь началась, но так и не была завершена. Внутри разруха и запустение - часть перекрытий сгнила и провалилась.

От внутреннего убранства храма сохранилось очень мало. Иконостас отсутствует, сохранилось лишь уникальное шестнадцатигранное «небо», которое перекрывает 10-метровый пролет внутреннего пространства.

Вид на село Бережная Дуброва и храм Рождества Пресвятой Богородицы с противоположного берега Онеги.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Осмотрев храм, мы вернулись в Конёво и, купив билеты на автобус, уехали в Плесецк. В Плесецке мы были совсем недолго - лишь купили продукты на дорогу. Вскоре же мы сели на поезд и уехали в Москву.

PS: vgromov, покинув нас в Вершинино на день раньше, побывал за день до нас в Бережной Дуброве и в Авдотьино. Фотографии "неба" храма Рождества Пресвятой Богородицы можно посмотреть у него в отчете: http://vgromov.livejournal.com/60164.html

PPS:При написании отчета я пользовался материалами сайта http://sobory.ru/article/index.html?object=10109