xelga1476 (xelga1476) wrote in russkij_sever,
xelga1476
xelga1476
russkij_sever

Русский север. Архангельск. Новодвинская крепость.

Оригинал взят у xelga1476 в Русский север. Архангельск. Новодвинская крепость.
Новодвинская крепость. Остров Линский Прилук. Архангельск.

DSC_0267
Новодвинскую крепость, не зная где она, и не сразу найдешь на карте Архангельска.
Об этой достопримечательности северного региона поведали мне местные жители в пору осеннего путешествия по Архангельской области, состоявшегося в 2009 году.
Что, мол, Лявля и Холмогоры, а езжайте ка Вы Новодвинскую крепость поглядеть, вот, где интересно, было сказано мне на мои расспросы в справочной на автовокзале. Объяснив дорогу, сориентировав по пути и описав мне искомую цель, направилась я на самостоятельную экскурсию в Новодвинскую крепость.


Заложенная в начале 18 века по указу Петра I ныне Новодвинская крепость хранит в себе еще следы событий века недавно минувшего. До 2007 года на ее территории располагалось исправительное учреждение, теперь Новодвинская крепость передана Архангельскому музею и является памятником Федерального значения.
Об увиденном и о пути к крепости на остров Линский Прилук - именно тут в начале 18 столетия развернулось большое строительство первой русской регулярной крепости.
Дорогу к крепости никто и не обещал короткой, от автостанции, что у железнодорожного вокзала, нужно было доехать на автобусе №69 до остановки причал Лесозавод №23, затем переправится через Маймаксанский рукав Северной Двины на другой берег, а там на автобусе доехать до поселка Конвейер. И, если бы заранее удалось узнать расписания движения всего нужного мне в пути транспорта, то обернулась бы я куда быстрее.
Но… спустя некоторое время кондуктор в автобусе объявила, что наконец-то я доехала до нужной мне остановки. Наяву оказалось иначе. Переехав прилично на остановку дальше, пришлось возвращаться пешком к повороту на причал.
А тем временем на переправе ходящий раз в час теплоход уже перевозил на другой берег Маймаксанского рукава своих пассажиров
DSC_0136
И если бы не частные лодочники, которые переправляют путников по мере их появления, переправилась бы я на другой берег только через час.
DSC_0139

DSC_0140
Заплатив по тарифу 17 рублей, через несколько минут я уже прогуливалась по причалу Лесозавода и расположенному рядом с ним поселку
DSC_0144

DSC_0143
Надо сказать, что из-за лесной промышленности запах в тех местах стоит очень специфический и пахнет далеко не свежесрубленным деревом
DSC_0151
И хоть переправившись на другой берег Маймаксанского рукава Северной Двины, я оказалась на острове, где расположена Новодвинская крепость, но до поселка Конвейер, а значит и до крепости, еще было несколько километров пути, проделать который нужно было на автобусе. Покинув причал, вслед за местными жителями по проложенным деревянным дорожкам направилась на автобусную станцию.
DSC_0161
Но привычной автобусной остановки в поселке рядом с причалом не оказалось. Расписание переправы, а также единственного автобуса до поселка Конвейер и от него к причалу нашла в магазине, куда мне посоветовали заглянуть, дабы узнать, когда пойдет следующий автобус.

На утренние автобусы я уже не поспела, следующий уходил на Конвейер только в 13.50, с 11.00 до 13.50 было прилично времени, потратить которое было совершенно некуда. Пешком 8 км по неизвестной мне местности, извилистым дорогам я идти не решилась. Местные говорили, что тут всего одна дорога, сначала до причала Лесозавода №24, а затем лесом через поселок, мол, дойдете быстрее, чем придет следующий автобус. Но, несмотря на такие заверения, искушать судьбу на сей раз я не стала. Прогулявшись еще немного по причалу, вернулась на единственный пятачок цивилизации – детскую площадку.
DSC_0156
вид на противоположный берег Маймаксанского рукава Северной Двины и завод
DSC_0165
Еще на автовокзале в Архангельске местные жители меня предупредили, что до крепости путь не близок, а поэтому обязательно нужно взять собой туристический паек. Перекусив немногим, я все же дождалась своего часа и автобуса.
К этому времени у магазина уже собрались пассажиры, автобус на поселок Конвейер отправился без свободного места. Дорога была действительно единственной и вполне ощутимой. Часы ожидания свели на нет все иные мысли за исключением одной - «ну наконец-то я увижу крепость, к которой добираюсь с самого утра».

Дальше прошу извинить за снятую реальность, источники, повествующие об истории Новодвинской крепости не много, почти вскользь, пишут о причинах ее нынешнего состояния, лишь говоря о том, что «ценнейший памятник фортификационного искусства и отечественной истории пребывает в настоящее время в самом плачевном состоянии: каменная облицовка двух стен полностью утрачена, историческая среда захламлена до невозможности…».
и причина тому вот:
DSC_0282

DSC_0296

DSC_0279
Остров Линский Прилук находится между двух рукавов Северной Двины: Маймаксанского рукава и Корабельного рукава. Один из рукавов Северной Двины в пути уже был преодолен, второй рукав - Корабельный предстояло увидеть. Одной из сторон Новодвинская крепость примыкает к Корабельному рукаву Северной Двины. По историческому описанию местонахождения по трем другим сторонам крепости при строительстве были вырыты рвы, заполненные водой. Аналогичное историческому описанию местности вторила и современна карта Архангельска.
От конечной автобусной остановки еще метров 500, затем через ров по мосту и взору открывается общий вид Новодвинской крепости.
DSC_0177
Большая красная табличка на месте Двинских ворот крепости, указывает на ее принадлежность к числу памятников архитектуры Федерального значения. Как писала выше, в 2007 году крепость была передана Архангельскому областному краеведческому музею, о возможности посещения крепости с экскурсией и гидом не узнавала.
DSC_0184
На размещенном у стен крепости информационном стенде можно ознакомиться с ее планом, а также очень схематично с ее историческим прошлым.
DSC_0180
Согласно плану крепости 1797 года длина сторон Новодвинской крепости составляла 200 метров, высота стен – 7 метров, по ее углам располагались бастионы, вокруг крепости ров. Одновременно с крепостными стенами возводились часовня, казармы, штабные здания.
Гравюры и фотографии конца 19 века еще хранят исторический облик этого фортификационного сооружения. Основные разрушения крепости пришлись на конец 19 и 20 веков. Ныне отредактированный под действительность план крепости свидетельствует об утрате и разрушении ряда построек. Внешне же складывается ощущение, что от Новодвинской крепости до наших дней дошли лишь фрагменты стен крепости, а о сохранении внутренних ее строений говорить и не приходится.
Ныне туристов не встречают парадные и массивные входы, в прямом смысле слова попасть в крепость и пройтись по ее стенам и территории можно лишь перебравшись через одну из стен. Для этой цели рядом с Двинскими воротами современниками установлена деревянная лестница.
DSC_0186
За почти уже три столетия существования этого фортификационного сооружения стены крепости прочно поросли травой, некогда широкие и высокие стены ныне прячет земля и высокая трава.
DSC_0187
Скорее всего, каменные и уцелевшие после пожаров деревянные постройки внутри стен крепости не имеют никакого отношения к постройкам Петровского периода. Но и они дошли до наших дней в сильно разрушенном состоянии. Пожалуй, лишь только после основательной реконструкции, реставрации крепости можно будет оценить всю историческую значимость каждого имеющегося сейчас на ее территории строения.
DSC_0188

DSC_0192
Сохранившиеся вокруг крепости рвы
DSC_0193
Пока крепость не восстановлена она в своем нынешнем облике вызывает не только туристический интерес. Из донесшегося снизу диалога поняла, что по территории крепости ребята какое-то время просили не гулять, оставив немногочисленным туристам для осмотра лишь ее стены. Честно говоря, заходить внутрь каждого здания желания у меня не было, а поэтому я продолжила свою прогулку далее по крепостным стенам .
DSC_0195

DSC_0199

DSC_0201
Вскоре открылся вид и на Корабельный рукав Северной Двины. По данным путеводителя по городу, ранее до пристани Конвейер ходили пригородные теплоходы, но какого-либо судоходства по этому рукаву Северной Двины в пору своего там нахождения я не видела.
DSC_0204

DSC_0212
И хоть на плане стены крепости показаны как в целом существующие, дорога по крепостной стене прерывается крышей какой-то хозяйственной постройки.
DSC_0207

DSC_0211
Преодолев которую, дорога вновь выводит на стену крепости
DSC_0218
И если отвернуться от действительности, то взору предстанут прекрасные речные пейзажи Корабельного рукава.
DSC_0221
Вскоре на пути закончились и стена и крыши, далее дорога шла уже по территории крепости. С двух других сторон вдоль стен крепости рвы превратились в заросшие болота, т.е. крепость, как и когда-то в Петровский период, неприступна и сейчас.
DSC_0226

DSC_0237
Привожу эти фото (увы действительность), чтобы наглядно понимать, что в 2009 году находилось на территории крепости. Пройдут годы и все это (наверное) уже будет забытым и ушедшим в прошлое.
DSC_0238

DSC_0253

DSC_0261
Каменное сооружение, поросшее травой и ушедшее в землю, возможно, это некогда здание артиллерийского цейхгауза или пороховые погреба, которые на плане крепости указаны как разрушенные. Внутрь заходить не стала.
DSC_0232
Уже далее стены все больше напоминали сильно заросшие травой бугры, холмы, валы, но никак не стены некогда столь могучей крепости - лишь фрагменты фортификационного сооружения.
DSC_0251
Пойдя значительное расстояние по территории крепости,
DSC_0240

DSC_0252

DSC_0257

DSC_0258
вновь показались стены вскоре дорога по которым вывела к началу пути, а соответственно и к его завершению.
DSC_0263

DSC_0267

DSC_0277
До автобуса оставался еще целый час, но гулять по поселку после увиденного совершенно не хотелось.
DSC_0288
Прогулка по берегу Корабельного рукава Северной Двины также исключалась, несмотря на бурное осеннее разноцветье, которое, безусловно, впечатляло, песчаный берег не позволял и близко подойти к воде. Ноги тут же увязали в жидкой песчаной массе.
DSC_0292

DSC_0291
Оставив все "пейзажи" позади, направилась пешком через поселок и лес на причал. По дороге сориентировали местные жители, пообещав, что за 4 км пути не будет ни одной развилки, лишь прямая дорога. Хотелось бы сказать, что, несмотря на вот такую архитектуру, в пути все было совершенно спокойно. Возможно, со временем и от нее тут не останется и следа.
DSC_0273
До причала Лесозавода №24 действительно вела всего одна дорога. Золотистый осенний лес и украшенное облаками голубое небо были на пути моими попутчиками
DSC_0302
Уже совсем близко к причалу, встретился мне автобус, на котором я должна была уехать, но час пути и 4 км к тому времени были уже позади
DSC_0297
Вот и ориентиры проток и мост, вскоре я вышла к причалу.
Официальная переправа с теплоходом, ходящим раз в час, расположена лишь у причала 23 Лесозавода, откуда в утренние часы я перебиралась на остров Линский Прилук. Переправа у 24 Лесозавода организована лишь силами частных лодочников, которые без расписания за те же деньги по тарифу в любое время и час готовы перевезти пассажиров на другой берег.
DSC_0312

DSC_0313
Считанные минуты и остров Линский Прилук, поселок Конвейер и Новодвинская крепость остались на другом берегу.
Причал 24 Лесозавода расположен вблизи шоссе, выйдя на которое села в проходящий мимо в сторону города автобус, затем уже вышла только в городе у набережной Северной Двины, по которой далее и продолжила свою вечернюю прогулку.

Закат на Северной Двине в тот вечер был определенно красив. И когда казалось, что солнце в наполненном разными ощущениями дне уйдет вот так, и не простившись, ожидания путешественника одаривались самыми яркими и красивыми мгновениями.За считанные минуты, обагряя все вокруг, солнце скрылось в водах Северной Двины. А после таких закатов можно было уйти и пешком хоть на край света…







Пожалуй, это все о путешествии на остров Линский Прилук.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments