arxara (arxara) wrote in russkij_sever,
arxara
russkij_sever

Кий-остров и Соловки (из цикла "пленочные" фото 20 века)

1997 год. Наверное, многим северянам удалось отдохнуть на Кий-острове. Этот необычайно притягательный для отдыха островок летом пестреет палатками на берегах, вечерами здесь потрескивают костры, разведенные любителями рыбной ловли и ухи. Сюда приезжают с разных уголков нашей страны и даже иностранцы, некоторые стали завсегдатаями острова.

Кий-остров привлекает к себе своей первозданной природой, неповторимой красотой и Белым морем.

И воздух здесь какой-то особенный - чистый, прозрачный, наполненный запахом хвои, цветов, водорослей.

"Тещин язык" достал и моря

"Кавказский" берег острова, а с другой стороны пологий "Скандинавский"

Перейма

Вид с острова на Белое море

"Разноцветье" острова

Камни с изображением кого-то таинственного, лесного

Единственное средство передвижения на отрове

Перейма во время отмели

Перейма во время прилива делит остров по полам

Интерес представляет архитектурный памятник 17 века - Онежский Крестный монастырь. К сожалению, многие здания утратили свой первоначальный вид - разрушены. Собор - главное здание бывшего монастыря - и поныне находится на возвышенном месте и словно парит в воздухе над островами Кийского архипелага. Летом, когда на остров приезжают отдыхающие, в соборе по выходным днями проходила служба. Рассказывают, что неоднократно летчики, пролетая над островом в туманную, облачную погоду, поражались тем, что он как светлое пятно всегда просматривается.

В то время, когда мы отдыхали, на остров прибыл американец, собирающий материал о русском Севере. Общаясь с Биллом, мы поняли, что он был в восторге от встречи с людьми и природой нашего Севера. В дальнейшие его планы входила поездка на Соловки. Мы, трое смельчаков, напросились поехать с Биллом, когда узнали, что его повезут на катере из Онеги до Соловков,и потом катер вернется обратно.
Вечером мы отправились на Соловки. Ночью разыгрался шторм, американец попытался заснять стихию на видеокамеру, но чуть не поплатился жизнью - волна его накрыла и чуть не смыла в море. Под утро ветер стих, и подплывая на рассвете к Соловкам, перед нами открылось скалистое побережье дивного и неповторимого края на просторах Русского Севера. Невольно залюбовались красотой природы и величием построек. Монастырская стена сооружена из неотесанных огромных камней. Трудно поверить в то, что построена она человеческими руками.

Это было 2 августа - Ильин день. С погодой повезло - выдался солнечный, безветренный, даже жаркий день. Таинственное и во многом еще неведомое путешествие по острову началось с осмотра кремля. Мы осмотрели Преображенский и Благовещенский соборы, Успенскую церковь, подсобные сооружения монастыря.

Тревога и печаль будто растворены здесь во всем: ее, кажется, излучают стены мрачного кремля, впитавшие в годы страшного лихолетья людские страданья. Здесь камни плачут по жертвам святым и невинным.

Часть маршрута прошли на лодках по существующей на острове системе каналов и озер, по которой добрались до знаменитого ботанического сада на хуторе Горка. Удивителен он тем, что благодаря особым климатическим условиям местности на территории сада акклиматизировались свыше ста видов растений, не характерных для природы Севера. Мы увидели здесь кедровую рощу, яблоневый сад, аллею лиственниц, акацию и ясень, гималайскую розу и многие другие растения. Говорят, монахи выращивали здесь даже арбузы.

Закончился день и завершилась наша экскурсия по "Северной Венеции", как еще называют Соловки. Закат встретили на соловецком берегу Белого моря. Стояла тишина. Ожидая отплытия, еще раз окидывали взглядом остров. Стены кремля, башни, купола церквей легли голубым отражением на воде, будто разделяя и отдаляя нас от мира прекрасных творений, о которых в старину говорили: "Чудно видети...". Катер наш отплывал. Мы прощались с уникальным историческим и природным комплексом Русского Севера - Соловецкими островами.

Всю обратную дорогу на море был штиль...