Никита Кузнецов (project4x4) wrote in russkij_sever,
Никита Кузнецов
project4x4
russkij_sever

Ямал - Национальное Достояние (часть 1)

В марте 2013 командой некоммерческого проекта "По дорогам и бездорожью истории" успешно проведена экспедиция «Ямал – Национальное Достояние». Цель экспедиции: съемка документального фильма о человеческой жизни в нечеловеческих условиях.

Итак, поехали!



Просматривая фотографии из нашей первой экспедиции на Север, я понял, что меня снова тянет в этот край. Поэтому мы вновь отправились к высоким широтам – на этот раз снимать фильм о людях, живущих и работающих в Ямало-Ненецком автономном округе. А если коротко – о человеческой жизни в нечеловеческих условиях.






СКОЛОТИТЬ БАНДУ
Проработка концепции, поиск и привлечение спонсоров, получение разрешений на посещение газовых месторождений, подготовка техники и т.д. – все это началось еще за полгода. И все это время, а особенно последние два месяца перед  стартом экспедиции, мы находились в постоянном цейтноте. Зимняя экспедиция в условиях крайнего Севера предполагает особую подготовку автомобилей и экипажей. На эту тему написано уже много, здесь же мы коротко расскажем о том, как готовилась наша экспедиция.

На начало проекта, который получил название «Ямал – Национальное Достояние», у нас, как водится, недоставало многого. Даже первоначально сформированная команда по разным причинам распалась, и по уже сложившейся в предыдущих экспедициях печальной традиции, исчез очередной «профессиональный» оператор, который до этого сам изъявил желание ехать и работать «ради отличного фильма», а потом просто перестал отвечать на звонки. В общем, мы опять остались вдвоем со штурманом, который вновь должен был взять на себя также и роль оператора.


На помощь пришел наш Международный Клуб Land Rover (www.lr-club.com). Оказывается наши «клубни» есть и далеко за Уралом: в Салехарде, Надыме, Ноябрьске. Кто-то делился с нами информацией по зимникам, кто-то пытался вывести нас на администрацию ЯНАО, кто-то просто желал нам удачи. Мы же писали письма, готовили презентации, пресс-релизы и коммерческие предложения, рассылали их по организациям и потенциальным спонсорам. Встречались, рассказывали, убеждали… И когда количество пожеланий удачи, с одной стороны, и число проведенных нами презентаций и встреч -  с другой, достигли критических значений – дело сдвинулось с мертвой точки.
В ноябре Сергей Николаевич Меньшиков, генеральный директор «Газпром добыча Надым», с подачи одного из наших одноклубников посмотрел наши фильмы и дал распоряжение оказать экспедиции всяческую организационную поддержку. Мы получили «зеленый свет» для проезда по технологическим зимникам и разрешение на съемку фильма на предприятиях газовых месторождений.

Здание ООО "Газпром добыча Надым" в Надыме. Слава Богу, мы живем в 21 веке и все согласования можно проходить дистанционно.




Так получилось, что в предыдущих экспедициях мы значительную часть маршрута проходили вдвоем со штурманом на одной машине. Но ехать одним экипажем на Ямал – авантюра. Да и на зимник в плохую погоду одну машину могут просто не выпустить – только в составе колонны. Чтобы сократить расходы на ЗИП, мы искали единомышленников на автомобилях Land Rover Discovery 3 или Discovery 4, поскольку основные узлы у этих автомобилей одинаковые. В итоге команда экспедиции сложилась из шести человек на трех Диско 3, один из которых на пружинной подвеске, остальные – на пневме.

Пружинный Диско стоит вторым.




ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА МАРШРУТА

7 марта мы, наконец, тронулись в путь. На Воробьевых горах нас провожали наши близкие, друзья и журналисты с телеканала «Ямал-регион». Впереди нас ждал четырехдневный перегон по маршруту Москва – Киров – Екатеринбург – Тюмень – Тобольск – Сургут – Ноябрьск.

Старт с Воробьевых гор в 7:00 утра. Проводить нас приехали наши родные, друзья и одноклубники, а также съемочная группа телеканала "Ямал-регион".






Наш экспедиционный опыт говорит о том, что при езде по трассе надо меняться за рулем примерно каждые 200 км, и делать это независимо от того, ощущает водитель усталость или все еще бодр, как и в начале отрезка. Так можно ежедневно делать большие перегоны, не работая «на износ» и сохраняя силы для встреч, съемок и интервью.

Вот и в этот раз мы не могли не уделить внимания сибирским городам, через которые пролегал наш путь, и часть отснятого материала обязательно войдет в фильм. Еще одна «хитрость», позволяющая быстрее преодолеть намеченную на текущий день часть маршрута – по возможности не утомлять себя ненужными обгонами, а придерживаться комфортной крейсерской скорости, при этом делая как можно меньше остановок. Чтобы сократить их количество следует придерживаться простого правила: если кому-то надо заправиться, то заправляются до полного бака все, а также тратят эту остановку на то, чтобы по максимуму решить все свои дела.

Если ехать через Кировскую и Костромскую области, то вас ожидают плохие, а местами и очень плохие дороги. Зато практически нет фур.




"Заряжены" по полной. Даже специальная лопатка есть :-)) Кстати, очень удобная с телескопической ручкой.




В Кировской области оказали помощь с заменой колеса девушкам на "Матизе".






Возле гостиницы в Кирове. Женя с Алексеем решили перекинуть весь ЗИП в багажник на крышу. Как видите, у экспедиционного багажника есть свои неоспоримые плюсы перед "Туле".




Каждое утро начинаем с проверки давления. Раньше у меня был комплект датчики-преемник Carax, но некто приняли преемник за навигатор и приделали ему ноги, разбив стекло.




Второй день пути. Где-то в Кировской области.




Пролетаем ночью Пермь и останавливаемся в Екатеринбурге. По дороге фиксируем все трудности маршрута, удобные места для остановок и все передаем нашему третьему экипажу, который в связи с техническими проблемами смог выехать из Москвы только вечером первого дня. Мы ехали неспеша, много останавливались для фото и видеосъемки, так что ребята должны были нас догнать вот уже скоро.

Немного о тяжелом ночном перегоне Пермь - Екатеринбург.

Вот, что писали тогда "газеты":

"В Пермском крае на 54-60 километрах дороги Пермь — Краснокамск за сутки произошло 27 ДТП, сообщает уточненные данные ГИБДД по региону. Погиб один человек, еще один пострадал. Повреждения получили 86 автомобилей.
По словам замначальника ГУ МЧС по краю Александра Шарапова, наиболее крупными стали два ДТП с участием от двух до семи автомобилей. Остальные инциденты были незначительными и не привели к затруднению движения, говорится в сообщении МЧС.
Автоинспекция отмечает, что причиной дорожный происшествий стало резкое изменение погодных условий. В регионе начался сильный снег с ветром, видимость ограничена 20-ю метрами. Как отмечает ГУ МВД по краю, движение на данном участке приостанавливали на час."

Утром второго дня у гостиницы в Екатеренбурге нас встречает наш одноклубник Сергей ("Дядя"). Еще раз спасибо ему огромное за небольшую, но интересную экскурсию по столице Урала.






Храм-на-Крови́ во и́мя Всех святы́х, в земле́ Росси́йской просия́вших. Один из крупнейших православных храмов России.
Храм был построен в 2000—2003 гг. рядом с местом, где в ночь с 16 июля на 17 июля 1918 года был расстрелян последний российский император Николай II и его семья. Освящение храма состоялось 16 июля 2003 года.






Оператор за работой.




Предупреждающий знак возле местного бара.




Заезжаем на мойку (поскольку в таком виде ездить уже просто неприлично) и мчимся дальше на Север.
Пролетаем Тюмень и останавливаемся на ночевку в древнем городе Тобольске.

Тобольск рано утром.






По официальной версии Тобольск основан летом 1587 года в 17 км от татарского поселения Сибирь (Кашлык, Искер) (столицы Сибирского ханства), ниже по Иртышу и ближе к устью Тобола. По преданию, Тобольск основан в праздник Св. Троицы недалеко от места, возле которого высадились воины Ермака во время знаменитой битвы на Чувашском мысу, решившей вопрос о присоединении Сибирского ханства к России. Первой городской постройкой стала Троицкая церковь, а мыс был назван Троицким.

Тобольск стал вторым (после Тюмени) русским городом в Сибири. Символическим актом, означавшим передачу власти над Сибирью от старой ханской столицы к Тобольску, стало пленение воеводой Чулковым в Тобольске последнего сибирского царя Ораз-Мухаммеда.

Картинка-политипаж из книги Альфреда Рамбо «Живописная история древней и новой России» (1880-е).



Действительно, уже с 1590 года Тобольск становится разрядным городом и центром русской колонизации Сибири — так называемой «столицей Сибири», что было официально закреплено петровской реформой 1708 года, когда Тобольск назначен административным центром самой большой в России Сибирской губернии, включавшей территорию от Вятки до Русской Америки.
С Тобольска начиналась также знаменитая «сибирская ссылка». Первым ссыльным стал угличский колокол, поднявший народ на восстание после загадочной смерти царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного и единственного законного наследника царя Фёдора Иоанновича. Угличский колокол вернулся из тобольской ссылки только в XIX веке. В 1616 году в Тобольск была сослана несостоявшаяся царская жена Мария Хлопова.

Вид с колокольни Преображенской церкви. Фотография С. М. Прокудина-Горского (1912).




Со второго десятилетия XVIII века Тобольск становится местом пребывания военнопленных шведских солдат и офицеров. Шведы принимали активное участие в каменном строительстве, внесли существенный вклад в культурную жизнь города того периода. В их честь одно из зданий тобольского Кремля — Рентерея имеет второе название «Шведская палата».
Для следующих поколений ссыльных Тобольск был уже перевалочным пунктом, с которого для них начиналась Сибирь. Печальную известность приобрела Тобольская каторжная тюрьма, через которую в разное время проследовали этапом Фёдор Достоевский, Владимир Короленко, Александр Солженицын и другие известные люди.
Однако больше славы принёс городу Тобольский полк, офицерами которого были небезызвестные Василий Татищев и «арап Петра Великого» Ибрагим Ганнибал [по материалам Википедии].

Кремль в Тобольске.








Внутри Кремля.






После похода Ермака за Урал у русского государства появилась возможность распространить свое влияние на сибирские земли. Закрепить успех Ермака должны были казачьи отряды, посланные ставить крепости и остроги на сибирских реках. В 1587 году отряд казаков под командой письменного головы Данилы Чулкова пришел в устье Тобола. Здесь, на плоской вершине Алафейской горы, на мысу, который позже стали именовать Троицким, казаки построили острог. Так началась история города Тобольска, а с ним и Тобольского кремля [Культура.рф].

Ледяные скульптуры возле Кремля.






На улице всего -16 градусов.










Тобольск.




Позади тобольский Кремль, а впереди Сургут и Ноябрьск. Ехать еще целый день.




Пейзажи становятся все более северными.




Где-то на трассе.






Помню, что в кафе при гостинице "Магистраль" был очень неплохой шашлычок за вменяемые деньги. Помните фильм "О чем говорят мужчины" - "А как он это ест?" О качестве еды в придорожном кафе можно судить по наличию или отсутствию дальнобойщиков. Эти ребята всякую дрянь в себя пихать не станут.




Ноябрьск
В Ноябрьск мы въезжаем далеко за полночь по местному времени (плюс два часа к московскому). Находим гостиницу и валимся спать. На улице -36. Удивительно, но утром в Тобольске было всего -16. Это первая ночь, когда мы не глушим двигатели.
Кстати, поскольку у всех в машинах были продукты, вода и лекарства, то глуша на ночь двигатель, мы включали на слабую мощность воздушный отопитель Eberspacher. Аккумулятор эта штука практически не сажает, а в салоне стабильно поддерживается +5…+7 градусов.




Морозное утро в Ноябрьске.








Утром мы встретились с одноклубниками, поблагодарили их лично за помощь в организации экспедиции, посетили знаковые места Ноябрьска и продолжили путь в сторону Нового Уренгоя.








Ребята проводили нас до заправки, пожелали удачи и поехали по своим делам. Будний день. Это мы в отпуске :-)




Кстати, эта экспедиция стала полевым испытанием не только для багажной-спальной системы, которую я сконструировал, но и для сумки, которую я специально сшил для экспедиции. Оказался очень выгодный, прочный и непромокаемый заменитель Туле.














По дороге в  Новый Уренгой, решили ненадолго остановиться в поселке Губкинский.








Памятник первопроходцам.




Впервые с выезда из Ноябрьска появилась связь.




В какой-то момент дорога на Новый Уренгой превращается из асфальтовой в выложенную бетонными плитами. Качество дороги неплохое, но плиты со временем где-то немного разошлись, где-то просели или наоборот немного поднялись, образовав незаметные трамплины, с которых тяжело груженый внедорожник так и норовит прыгнуть в сторону леса или на встречную полосу. Так что мы быстро поняли, что знаки «Неровная дорога» расставлены здесь не просто так.






Примерно в 20:30 по местному времени мы въезжаем в Новый Уренгой.




Теперь желание у всех только одно - скорее добраться до гостиницы, помыться и завалиться спать. На завтра запланирована встреча с представителями ООО "Газпром добыча Надым", которые любезно предложили провести для нас экскурсию на старейшем месторождении ЯНАО - Медвежье.

Но об этом чуть позже.



Если вы любите Север, то также рекомендую посмотреть наш фильм "Война за Полярным кругом". Фильм и рассказ об экспедиции в Карелию и на Кольский полуостров доступен по ссылке.





Продолжение следует.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments