Никита Кузнецов (project4x4) wrote in russkij_sever,
Никита Кузнецов
project4x4
russkij_sever

Categories:

Экспедиция "Ямал - Национальное достояние" (Часть 2)

Продолжаем рассказ об экспедиции на Ямал, которую наша команда "По дорогам и бездорожью истории" совершила, снимая документальный фильм, в марте этого года.

Пролетели четыре трудных дня постоянного движения и вот мы, наконец, добрались до "газовой столицы" края -  Нового Уренгоя.




Город Новый Уренгой имеет довольно интересную историю, напрямую связанную со строительством трансполярной железной дороги Салехард — Игарка. Дорога строилась десятками тысяч людей, которые в большинстве своём являлись заключёнными ГУЛАГа. На бывшей фактории Уренгой строители планировали остаться надолго. Но после смерти вождя стройка оказалась никому не нужна, и дорога стала «мертвой». Однако труд строителей железной дороги оказался не напрасным и помог сейсморазведчикам и геологам открыть месторождения Уренгоя.

Памятник Пионерам освоения Уренгоя, который был установлен в 2003 году на площади у здания газопромыслового управления.




В январе 1966 года сейсмическая станция В. Цыбенко, которая и была первооткрывательницей уренгойской структуры, заняла бараки заброшенного лагеря заключенных 503-й стройки. С 1973 года началось строительство Нового Уренгоя. В 1980 году ему был присвоен статус города, а в 1984 новоуренгойский газ начал поступать в Западную Европу по газопроводу Уренгой - Помары - Ужгород, длина которого составляет 4451 километр. С тех пор город активно развивается.

На одном из флагов изображена полярная сова - это символ города Новый Уренгой.




Интересная особенность: согласно закону ЯНАО № 107-ЗАО от 16.12.2004 г. посёлки Коротчаево и Лимбяяха прекратили свое существование как административно-территориальные единицы и вошли в состав города Новый Уренгой, в результате чего город получился одним из самых длинных в мире — более 80 км.

Кстати, в Коротчаево есть контрольно-пропускной пункт. В декабре 2012 года власти города ввели пропускную систему на въезд в город по причине высокого уровня преступности и деятельности террористических организаций, что фактически сделало Новый Уренгой закрытым городом. Как нам рассказали местные жители,  в настоящее время в городе большие проблемы с наркотиками, и это также стало одной из причин введения пропускной системы.


МЕДВЕЖЬЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ

Переночевав в Новом Уренгое, утром мы отправились в поселок Пангоды, что находится точно на полпути между Новым Уренгоем и Надымом. Там нас встретила съемочная группа ООО «Газпром добыча Надым», и в сопровождении их микроавтобуса мы отправились на Медвежье месторождение, где была запланирована экскурсия.




Пока ехали, началась поземка, что свидетельствует о приближающейся метели.


От Пангод до месторождения примерно 100 километров. По дороге стали попадаться представители северной фауны – полярные куропатки, песцы. Один из них никак не реагировал на наши навязчивые попытки выбрать наиболее выгодный ракурс для фотосъемки, и терпеливо ждал, пока мы уберемся. Видимо караулил мышку.






Медвежье месторождение, открытое в 1967 году и активно разрабатываемое с 1972 года, является старейшим месторождением в ЯНАО. Спустя сорок лет после открытия месторождения началась его реконструкция, главная цель которой - продолжить разработку промыслов. Нас проводили на новейший промысел ГП-9 – оснащенный современным оборудованием. Для его обслуживания нужно всего несколько операторов и инженеров-техников.

Медвежье месторождение. Промысел ГП-9.









В помещениях чистота практически стерильная. Все оборудование новое. Глаз не нарадуется. Но снимать можно только без вспышек, чтобы не среагировали датчики пожаробезопасности.





В ходе освоения Медвежьего был применён ряд технологических новшеств, в том числе впервые была использована двухколонная конструкция скважин, которая с тех пор стала применяться повсеместно. Также впервые в отечественной газовой промышленности было применено кустовое бурение, когда на одной площадке располагалось по 3-5 скважин. В итоге на Медвежьем месторождении, по площади в 500 раз превышавшем Берёзовское, площадок для бурения скважин построили всего в 1,5 раза больше. С тех пор кустовое бурение в газовой промышленности стало нормой.




На прощание нам подарили примеры того, что делает в результате эрозии газ с металлом за месяц – крепежные болты и кусок рабочей лопатки турбины. Было ощущение, будто лопатка и болты прошли через шлифовальный станок.



По дороге на промысел мы первый раз за эту экспедицию пересекли Полярный круг.



По дороге у нас произошла незапланированная встреча с представителями местного населения. На обочине мы увидели легковушку, вокруг которой ходили озадаченные суровые дядьки, попыхивая огоньками сигарет. Выяснилось, что  они налетели на арматуру и пробили бензобак, а до Надыма 100 километров по совершенно глухой трассе.
Прицепили ребят на галстук, поставили круиз-контроль на скорости 50 км/ч и потихоньку поехали.
По дороге пару раз останавливались, чтобы пустить мужиков погреться к нам в машину – двигатель-то у них заглохший, а на улице далеко за 30. Они изначально еще и ехать не хотели, говорили, что уже вызвонили друзей из Надыма и те скоро приедут.  Но их друзей мы увидели уже на подъезде к Надыму – ровно через 2 часа после нашей встречи с аварийным автомобилем на трассе. И за все это время нам не встретилась ни одна машина. Вот и думай, что стало бы с мужиками в замерзшей машине за те два-три часа, пока до них добирались бы друзья. Живы, конечно,  остались бы, но покрышки пришлось бы жечь.

Надым
На следующее утро за нами приехал автобус ООО «Газпром добыча Надым», и повез на экскурсию по городу.




Современная история Надыма ведет свой отсчет с осени 1967 года, когда почти пустующий в ту пору барачный поселок был выбран в качестве опорной базы для разработки газового месторождения Медвежье. Окруженный многочисленными озерами, поселок располагался на сухом возвышенном месте, что позволяло построить взлетно-посадочную полосу для авиатранспорта. В 1972 году рабочий поселок Надым получил статус города.




Вообще же на картах слово "Надым" появляется с конца XVII века. На карте Тобольской губернии за 1802 год Надым фиксируется уже как значительный населенный пункт на левом берегу низовья р. Надым. Сегодня это место соответствует 32-му километру от устья, ученые-историки называют его Надымским городищем [по материалам Geocaching.su].
Кстати, на обратном пути в Москву здесь же в Надыме мы встретились с ученым секретарем отделения Русского Географического Общества в ЯНАО Кузнецовым Игорем Геннадьевичем. Игорь рассказал много интересного о Ямальской земле и о проекте ЯНАО РГО «Лукоморье».

Памятник Министру газовой промышленности СССР Оруджеву Сабиту Атаевичу.




4 ноября 2004 в Надыме, в сквере у Свято-Никольского храма открыт памятникзнаменитому горожанину. В городе увековечили память Валерия Ремизова.
Он прожил недолгую, наполненную напряжённым трудом жизнь, пройдя путь от слесаря Надымского газопромыслового управления до одного из руководителей крупнейшей компании ОАО "Газпром« (с 1986 – 1993 г.г.).
Большая часть производственно-научной деятельности Валерия Ремизова связана с освоением месторождений Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна. Им написано свыше 40 трудов и публикаций по проблемам разработки крупных газовых месторождений. Кандидат технических наук награждён государственными наградами, удостоен почётных званий. Под его руководством в апреле 1992 г. был осуществлён пионерный выход на Ямсовейское газовое месторождение, сдано в эксплуатацию Юбилейное газовое месторождение, продолжалось обустройство полуострова Ямал.




Памятник Стрижову Владиславу Владимировичу – Генеральному директору производственного объединения Надымгазпром, открыт на 25-летие Надыма в  сентябре 1997 года.




«Знак многолетней дружбы и сотрудничества ОАО "ГАЗПРОМ" с населением и администрацией ЯНАО».




Обратите внимание, что в названии свитка, который держит в руке геолог, хорошо угадывается слово «Бованенковское месторождение» - крупнейшее нефтегазоконденстаное месторождение на полуострове, которое заработало в октябре 2012 года. Проектная мощность месторождения - до 140 млрд м³ газа в год.






Недостаток солнечных дней компенсируется яркостью красок зданий. Особенно хорошо это чувствовалось в Салехарде.




В музее «Дом природы».




Малица оказалась очень теплая. Она изготавливается из оленьих шкур шерстью внутрь. Что может быть теплее этой штуки?










Аргиш (или "олений обоз") бывает разных видов и для разных целей.



В Музее есть много экспонатов местных животных. А еще вот такая «фишка». По выражению сотрудников музея, «подсмотренная» в Музейно-выставочном комплексе имени Шимановского в Салехарде.



В Надыме мы еще раз встретились с журналистами.






Побывали у них в студии.






Кстати, гостиница, в которой мы останавливались, находится рядом с родильным домом.




В общем, дожидаясь приезда третьего экипажа, мы отлично и с пользой провели этот день в Надыме. Отсняли много материала для фильма, отдохнули от утомительного "забега", встретились вечером с местными одноклубниками и проверили состояние техники. Завтра нас ждал первый зимник Надым-Салехард.




Продолжение следует...

Ну и по традиции, кому не терпится узнать продолжение истории, заходите к нам на страницу.

Tags: ЯНАО, заполярье, северные города
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments