Духовный наследник колдовской Чуди (orei) wrote in russkij_sever,
Духовный наследник колдовской Чуди
orei
russkij_sever

Тайная магия северной избы

Как говорят умные этнографы, пространство можно считать освоенным в том случае, когда оно ассимилировано с символическим устройством, а не просто защищает от ветра, дождя и зверя. Только таким концептуальным семиотическим освоением пространства дом человека принципиально отличается от нор, берлог, дупел и т.п. животных. И поэтому у правильного северного человека было много магических правил строительства.

Дерево

Северные русские и финно-угорские народы внимательнейшим образом подходили к выбору материала, то есть, читай, дерева для строительства дома.

Люди жили с лесом в гармонии и хорошо его знали. Например, конечно, нельзя было использовать священные деревья. На Севере, как пишет этнограф Альберт Байбурин, священными считались как одиночные деревья, так и целые рощи, отмеченные тем, что выросли на месте разрушенной церкви, часовни или на могиле-ах (В Вологодской земле до сих пор существует полтора десятка священных рощ-кустов половина из которых располагается на месте средневековых финно-угорских кладбищ).

Это были также рощи с особенно старыми или высокими деревьями, деревья с разными аномалиями роста – раздвоенностью ствола, сквозным дуплом и т.п. Нехорошим считался лес у перекрестка, где традиционно жило много нечисти, нельзя брать срубленное дерево, упавшее на север (за полночь, как раньше говорили – там также направление злых сил). Рубить лес для дома можно было от зимнего Николы до весны, и затем после Троицы.


Далее - http://merjamaa.ru/news/tajny_magicheskoj_izby/2014-08-06-920

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments