Археолог Лариса Андрианова считает, что обувь может рассказать о том, как жили вологжане пять веков назад.
Раскопки на Кремлевской площади опровергли бытовавшее утверждение, что в середине XVI века Иван Грозный стал строить Вологодский кремль на пустыре. Теперь известно точно: в конце XV века здесь уже стояли крупные усадьбы с жилыми и хозяйственными постройками, разделенные частоколом и мостовыми. Во время строительства крепости дома были тщательно разобраны и перевезены на другое место. Пустырь заняли склады строительного материала, так называемого белого камня. В XVII веке - в период быстрого роста населения Вологды - пустующая земля вновь была заселена.
Исследование доказало, что культурный слой Вологды может достигать четырех-пяти метров, но главное в другом - он «мокрый». Согласно историческим документам, в районе раскопок в старину находилось Репное болото, где торговали репой и были пруды. На протяжении нескольких веков жители постоянно боролись с избытком воды, которая здесь скапливалась из-за плотной глинистой почвы. Они строили водоотводные каналы, сооружали целые дренажные системы, стелили гати. Органика в постоянно растущем мокром культурном слое просто не успевала перегнивать.
Совсем не скажешь, что найденный учеными под одной из половиц бывшего дома деревянный крест с изображением Сергия Радонежского был изготовлен еще в XVI веке. «Купаясь» в болотной воде почти четыре века, полностью сохранились до наших дней деревянные лыжи XVII века, берестяные туески, мутовки, бондарные изделия, детские игрушки, лопаты, весла.
- Вологодская влажная почва является уникальной средой для «консервации» кожи, тканей и дерева. Она не позволяет микроорганизмам «съедать» предметы средневековой эпохи, - отметила археолог Лариса Андрианова. - Традиционно историки обращают внимание на культурные слои Великого Новгорода, повышенная влажность которых сохранила остатки материальной культуры горожан IХ - XIV веков. Но в XVIII веке новгородцам надоели вечно грязные улицы, и они соорудили разветвленную дренажную сеть-ливневку, которая подсушила слои XVI - XVII веков. В результате этого вмешательства все органические остатки просто-напросто исчезли. Вологда избежала этой участи. Теперь благодаря раскопкам в нашем городе историки смогут реконструировать особенности материальной культуры позднего Средневековья в северных русских городах.
По мосткам тесовым вдоль собора ты идешь на модных каблуках…
Благодаря раскопкам на Кремлевской площади стало известно, что в Вологде хранится самая крупная на сегодня коллекция обуви XVI - XVIII веков. И она напрочь отвергает стереотип о России как о лапотной стране. До XVIII века вологжане носили исключительно кожаную обувь, а вот обувь из лыка и бересты привнесли в жизнь горожан крестьяне, хлынувшие в города только в конце XVII века, спасаясь от голода и болезней.
Кстати, большое количество кожаной обуви в раскопах говорит о том, что люди жили в городе с достатком. В начале XVI века самые обычные сапоги стоили 25-50 копеек: за эти деньги можно было купить семь пудов ржаной муки или пуд коровьего масла.
Что же представляет из себя обувь горожан XVI-XVII веков? Ее можно разделить на два типа: сапоги и поршни.
Археолог Лариса Андрианова показала автору этих строк сапожки вологодских модниц - сверстниц самого Ивана Грозного. Их фасон и дизайн, уверен, заинтересуют и современных производителей обуви.
Сапоги не имели высоких голенищ. Нередко их украшали лентами, вставками из цветных тканей, расшивали кожу цветными нитями в виде растительного орнамента. Поперечное тиснение не только делало обувь красивой, но и позволяло избегать грубых складок.
Носки сапог в XV-XVI веках были закруглены кверху - и модно, и воду не пропускают. С середины XVI века появилась такая деталь, как наборные каблуки из кожаных пластин. Встречаются каблуки до 8-10 сантиметров. Иностранные путешественники тогда шутили по поводу русских, мол, у них под каблуками воробей может пролететь.
Поршни или прабошни - более простая обувь, которая была предназначена для лета. Она появилась на Руси еще в XI веке.
По словам Ларисы Сергеевны, обычно поршни гнули из одного прямоугольного куска сыромятной кожи. По верхнему краю делались прорези, затем углы сшивались попарно. В прорези продергивались ремешки. К ноге поршень крепился с помощью кожаных шнуров. Интересно, что чаще всего делали поршни из голенищ изношенных сапог. Не пропадать же добру…
При Петре I в Вологду приходит западная мода на более низкие туфли и башмаки.
О чем расскажут сапоги?
Обувь может рассказать о том, какие торговые связи имела Вологда при том или ином московском правителе, с какими городами и странами она поддерживала экономические связи. Однако большинство образцов обуви, обнаруженных в районе Кремлевской площади, местного производства. Археологи нашли немало обрезков кожи и сапожных инструментов, свидетельствующих о том, что вологжане сами тачали сапоги. А вот следов производства кожи в городе пока не найдено. Писцовые книги Вологды сообщают, что кожу привозили к нам из других мест.
Обувь, по словам Ларисы Андриановой, может рассказать нам даже о том, какими болезнями ног страдали средневековые вологжане.
Об этом и многом другом и расскажет выставка «След в истории». Ее открытие запланировано на вторую половину 2015 года.
Спасенные от разрушения предметы были найдены вологодскими археологами Ларисой Андриановой, Наталией Васильевой и Иваном Никитинским в 2007-2008 и 2011 годах в районе Кремлевской площади. Общая территория самого большого в истории вологодской археологии изученного участка составила более 800 квадратных метров. Недалеко от Софийского собора выявлены и изучены восемь культурно-строительных горизонтов, самый ранний из которых относится к XV веку.
Количество и сохранность найденных здесь шерстяных, льняных и хлопковых тканей, кожаной обуви, дерева и кости выдвигает Вологду в число важнейших археологических центров России. Находки уже внесли коррективы в устоявшиеся представления об эволюции материальной культуры Средневековья, а также об истории градостроительства Вологды.
http://newsvo.ru/press/87746
http://newsvo.ru/press/87746