eastofvologda (eastofvologda) wrote in russkij_sever,
eastofvologda
eastofvologda
russkij_sever

Categories:

Как воссоздавался народный костюм?

Публикация материала о традиционном обряде русской свадьбы вызвала оживленную дискуссию в соцсетях. Среди скептиков в основном те, кто считают, что народный костюм, представленный в частности, на такой свадьбе, "не совсем аутентичный". На самом деле, восстановление традиции, тяжелая, в первую очередь, научная. О том как это было, вкратце, для широкой публики а не специалистов, говорит Любовь Бородина, бывший директор Нюксенского центра традиционной народной культуры, одна из тех, кто были у истоков этой работы на стыке 80-х и 90-х годов прошлого века.

- Нюксенский район расположен на северо-востоке Вологодской области, в 300-х километрах от Вологды. В силу своей удалённости от больших промышленных центров, в деревнях этого района долго сохранялся традиционный быт, уклад жизни, хранились и передавались по наследству предметы материальной культуры: изделия из дерева, бересты, глины, домотканые полотенца, скатерти, половики, а так же бережно хранимый традиционный костюм. В пору создания ЦТНК (Центр традиционной народной культуры) – в 1991 году традиционный костюм уже не носили, хранили в сундуках, как память. Иногда одевали на бытующий тогда праздник «Проводы зимы», иногда ряжеными на новогодние елки, или для выступления на сцене. Участники народного хора, коллективов народных исполнителей и молодого фольклорного коллектива (был создан в 1989 году) носили поздний вариант костюма: женщины - парочки, а мужчины домотканые рубахи.
Нюксенский районный центр традиционной народной культуры занимается изучением, сохранением и восстановлением традиционного костюма уже более 25 лет. За это время проделана очень внушительная работа.


Что включает в себя слово «изучение»?
- Это сбор этнографических материалов - бабушки доставали свою, или доставшуюся по наследству «нарядку», так они называли весь комплекс костюма, подробно рассказывали, как одевались в старину, показывали, как носился костюм.
- Это сбор образцов костюма на территории Нюксенского и Тарногского районов в фонд учреждения.
- Это архивная работа в музеях – Нюксенском, Тарногском, Тотемском, В-Устюгском, Вологодском (там, где есть образцы костюма из нашей местности) – копирование текстовых материалов, фото и видеофиксация образцов.
Изучение - это подробная зарисовка кроя и пошива. Если костюм украшен вышивкой или бранным ткачеством, зарисовывается орнамент. Изучаются особенности швов, которыми пришиваются ворот, манжеты или оборочка образца.
В работе над изучением костюма также сравниваются костюмы разных сельсоветов. Детальное изучение каждого костюма позволяет выяснить сходство и различие их отдельных элементов.
Весь собранный материал хранится в фондах центра традиционной народной культуры.
Каждая вещь описана, зарисована, имеет свой номер. Любой заинтересованный человек может внимательно её рассмотреть, подержать в руках, зарисовать, и даже примерить на себя. На основе собранной информации и имеющихся коллекций работают мастерские, в которых изготовлению традиционного костюма обучаются дети.



А далее идет реконструкция. В создании костюма задействовано несколько мастерских - по традиционному костюму, ткачеству, вышивке, изготовлению традиционных поясов, изготовлению украшений народного костюма. На основе собранных материалов и образцов традиционной одежды, хранящихся в фондах ЦТНК идет восстановление народного костюма, используя современные ткани, близкие по расцветке к традиционным, и другие материалы (кружево, нитки). При пошиве костюма полностью сохраняется крой и детали традиционной одежды. Льняное полотно для исподок, рубах, фартука ткётся вручную; покупные ткани здесь уже не используются. Узоры бранного ткачества или вышивки расположенные по вороту, плечу, низу рукава и подолу рубах копируются с этнографических образцов. Чтобы воссоздать эти наряды, соответствующие оригинальным, у сотрудников ЦТНК уходит много времени и сил. Каждый нюксенский костюм индивидуален, каждая деталь реконструируется вручную так, как это должно быть в оригинале. Как они признаются, в каждый элемент, в каждую деталь костюма мастера вкладывают не только свое умение, но и душу.



Кстати, именно в направлении "Традиционный народный костюм Нюксенского района" мы стали победителями регионального конкурса «100 лучших товаров России». Впервые принять участие в конкурсе коллектив решил в 2009 году. Изучив пакет документов, решили, что справимся, что продукция мастеров учреждения вполне заслуживает быть участником этого мероприятия. Для начала решили представить народный костюм, изучением и пошивом которого занимаемся практически с самого создания ЦТНК, и заявились в номинацию «изделия народных художественных промыслов» с продукцией «Реконструированный народный костюм Нюксенского района Вологодской области». Получили матрицу конкурсных оценок. Итоговый балл удивил даже нас: 92,80 баллов из 100. Конечно, радости не было предела. Но, это была заслуженная оценка. На подведении итогов в ноябре 2009 года мы получили диплом победителя регионального конкурса, диплом лауреата федерального, декларацию качества и логотип на 2 года. Почетным знаком «Отличник качества» была награждена наша удивительная, талантливая мастерица по костюму Протасова Татьяна Николаевна.
В 2011 году, вновь получив приглашение организаторов Программы, решили заявиться с другим товаром «Традиционное ткачество земли нюксенской», и снова победа!

- Насколько форма, покрой, стилистика, и т.д. костюма, который шили и шьют в вашем районе, может отличаться от форм, принятых прежде в других регионах, или допустим, в других районах Вологодской области? То есть, насколько могут отличаться какие-то детали, которые могут вызывать споры в среде тех, кто знаком с темой, но знают о ней по примерам других регионов?



- В ходе экспедиционной и восстановительной работы в Нюксенском районе по костюму выявили несколько разностей в особенностях пошива традиционного костюма. Что уж говорить о разных районах и регионах. Каждая территория в чем-то отличается друг от друга. Отличается во всем – в костюме, в песне, в пляске, в диалекте, в названии выпечки и блюд традиционного стола, в названии предметов быта и т.д.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment