Александр Малафеевский (monokio) wrote in russkij_sever,
Александр Малафеевский
monokio
russkij_sever

Categories:

В дельте Северной Двины



27 июля я покинул скучную сушу, сел на теплоход и отправился в путешествие между дивными островами дельты Северной Двины.
Дельта Двины - это архипелаг, состоящий из нескольких десятков островов, общей площадью около 1000 квадратных километров.
Почти в центре архипелага лежит остров Чубола - цель моего путешествия.
Я давно мечтал побывать на Чуболе, острове моих предков. Но только несколько месяцев назад узнал, что из Архангельска на острова ходят теплоходы. Причем расписание их движения очень удобное. Утром отправление из Архангельска, а вечером с другим рейсом можно вернуться обратно.





Итак в 7:40 я подъехал к причалам. Мой теплоход - Москва-49. Речных теплоходов на этой пристани много. Отходят и приходят они часто, идут в разных направлениях.





Билеты продают на теплоходе. Билет до Чуболы (а это конечная остановка) стоит всего 100 рублей.





На теплоходе имеется пассажирский салон и сиденья для пассажиров на открытой верхней палубе.


Один из трех выходов на берег расположен в носу салона.


Если на острове нет причала (а он есть только на Чуболе), теплоход пристает к берегу носом. На берег опускают трап, и пассажиры сходят по нему на пляж. Один раз людей высаживали прямо в лес.
Белые треугольные знаки есть на всех остановках.





Наконец, за поворотом реки показалась деревня Чубола. Конечный пункт путешествия. Время: 9:44.

Чубола - деревня и остров, где родился мой дед Константин Матвеевич Кожин. В моем журнале есть о нем пост Моряки Архангельска. В нем опубликованы старые довоенные фотографии.


Пристань Чуболы.



Недалеко от пристани стоит огромный номерной столб. По таким столбам с острова на остров подается электрический ток.
Да, и где-то еще я видел телефон-автомат.
На этом список общественных сооружений Чуболы кончается.
Все остальное - частное.
Администрация и полиция? Здесь даже таких слов не знают. Одним словом, довоенная Хоббитания.





Лодок очень много. В Чуболе без лодки - все равно, что в городе без штанов. Обратите внимание, на соседнем острове тоже свой столб.







Мой дед Константин Кожин уехал с острова мальчишкой. В 1921 году он уже окончил Архангельскую мореходку. У своих родителей Матвея Ивановича и Евдокии Николаевны он был первенцем. А всего детей у Матвея было 13. Как раньше, так и сейчас, примерно треть населения Чуболы - Кожины (кстати, предки моего отца родом из Нюксеницы Вологодской области. И говорят, что там тоже пол деревни - Малафеевские).





В Чуболе есть даже новостройки. И как минимум два хозяйства продаются.


Следы былого. Сейчас на мотоцикле просто некуда ездить. За пределами деревни нет ни дорог, ни даже тропинок. Все заросло травой в рост человека.
Но так было не всегда. Когда-то на островах кипела жизнь. Домов и людей в Чуболе было в десять раз больше. На острове имелась мельница, ферма, все было засеяно, не было ни одного свободного клочка земли. Даже картошку выращивали на соседнем острове, а за место у реки порой дрались. Но потом вышел указ об укрупнении хозяйств. И все, что было на островах, собрали и перевезли на один большой остров. Говорят, что на том острове стадо из тысячи коров растоптало и превратило в месиво все луга, и наступила экологическая катастрофа. С тех пор здесь ничего нет.



Теперь на островах живут в основном дачники. Хотя, за все острова не скажу.





Кончаются дома, начинаются непроходимые поля. Причем около деревни много крапивы. Это естественное препятствие, не позволяющее выйти из деревни. Трава высокая, мне по плечи. Можно идти с поднятыми руками, но под ногами ничего не видно, а земля неровная. Так что далеко не уйти. Я спрашивал у нескольких человек про тропинки вглубь острова или вдоль берега. Но все недоуменно качали головами: "А зачем? Куда идти то?" Действительно, зачем идти, если у всех лодки.


Заброшенных домов тоже хватает. В тени у одного из них я пообедал и отдохнул. Потом пошел к реке и полежал на лужайке у берега.




DSC_8103_LR.jpg







Люди здесь гостеприимные. Некоторые приглашали меня пообедать, выпить чаю или отдохнуть в кресле за домом.
Я пообщался с местными старожилами - пожилой парой по фамилии Кожины. Но конечно, никто уже не помнит семью Матвея.



А еще я познакомился с Корельскими.
День был жаркий, и моя фляжка давно опустела. Я заметил мужчину, разговаривающего с гусями и подошел к нему, что бы попросить воды. Мужчина привел меня к дому у реки, где нас встретила его жена. Звали ее Татьяна Корельская (в девичестве Кожина!), а мужа ее звали Александр Корельский. Пока я пил морс, она рассказала мне историю острова. Как в детстве каждое утро плавала на лодке в школу. О том, как остров разорился.
Оказалось, что ее муж Александр Корельский (человек с гусями) - известный в России резчик по дереву. То, что он делает - настоящее современное искусство. Его скульптуры стоят в овальном зале Администрации Архангелькой области, Доме Правительства в Санкт-Петербурге.
Но самое главное - он тоже наш родственник! Только уже не по деду Константину, а по бабушке Таисье Пекишевой. Александр родом из деревни Курьи, что под Холмогорами. И там же, в Курье живут и наши родственники, тоже Корельские. Скорее всего мы с Татьяной и Александром очень дальняя родня, но получается своего рода двойная связь. Мой дед родственник Татьяны, моя бабушка - Александра.
В конце Александр показал мне свои мастерские, оборудованные станками для работы по дереву. Гусей я уже видел. А еще у них есть теленок.






Через полчаса я покинул Чуболу. Теперь я немного представляю себе место, где родился и провел юные годы мой дед. Хотя я не видел, какие тут закаты и рассветы. Не ощутил зимы.
Но, возможно, когда-нибудь я узнаю и это.


Обратный путь. Из Чуболы вышли в 6 часов вечера.


Мимо любимых мной болот.


Домой.


Одиноких пассажиров тоже подбирают.
Речные теплоходы останавливаются на каждой остановке, где стоят люди. Интересно, а если бы никого на берегу не было? Стал бы теплоход причаливать?


Внук сел на теплоход, а бабушка осталась.



Обратите внимание на темно-коричневую фигуру чуть левее катера (на фрагменте внизу).





Волны идут впереди судна.





Для меня такого рода общественный транспорт - настоящее открытие (Ничего то ты не знаешь, Александр Малафеевский!).


Архангельск.








Подходим к своему причалу. Однажды, возвратившись в Архангельск, Вы его не узнаете.


Время: 20:11. У сходней не только прибывшие и встречающие, но и отплывающие. Через 20 минут теплоход вновь отправляется в Чуболу.

Путешествие по реке было чудесным. Два часа туда и два часа обратно пролетели в один миг.
Удивительно, что людей на теплоходе было так мало. Ведь многие маются в городе, не зная куда себя деть. А река - это хороший отдых и новые впечатления.
Но так и должно быть. Ведь кому понравится, если толпы туристов будут сидеть у Вас на голове.
Так что, пока молчим и делаем вид, что ничего не знаем))

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments