vendigo1989 (vendigo1989) wrote in russkij_sever,
vendigo1989
vendigo1989
russkij_sever

Categories:

Июль 2017. Куркиёки

Вся история с Куркиёки началась в сентябре прошлого года, когда вернувшись с Соловков и Терского берега, и впечталившись северными лабиринтами, я наткнулся на рекламу экскурсии одной популярной в Санкт-Петербурге туристической фирмы, под названием "Места силы Карелии", повествующую о подобных лабиринтах и культовых камнях в Ленобласти и Карелии. Собрался я, значит, оплатил, пришел в 7 утра (что для меня, встающего часов в 11, небольшой подвиг) к Казанскому на место встречи, прождал 40 минут, после чего гид сказал, что автобус сломался и ничего сегодня не будет. Я и так не был в восторге от идеи ехать в подобное место с толпой туристов на автобусе, а тут совсем психанул. В общем, спустя год чтения, я поехал туда самостоятельно, хотя, наверное сам уже имел возможность провести небольшую экскурсию.




Перед Куркиёки, я хотел заехать в крепость Корела. В Приозерске уже был в 2015, при посещении Валаама, но в крепость тогда заглнуть не получилось. Поэтому, сначала я доехал до Приозерска электричкой с Финляндского вокзала, посетил крепость, а затем на трассе Сортавала ловил попутку до Куркиёки. Машин там много, но все едут с высокой скоростью, по своим делам и стопятся очень плохо. То ли дело Терский берег, или Куршская коса, машина раз в 15-20 минут, но обязательно остановится. А тут я провел минут 50 на обочине с поднятой рукой. В конце концов, меня подобрал водитель какого-то грузового погрузчика или эвакуатора. Ехал он не до Куркиёки, конечно же, поэтому выбросил меня на трассе и до поселка я прошел еще около 5 км.

У этого места очень древняя и интересная история.
Когда-то здесь был исторический и культурный центр Карелии. Этому способствовало расположение на пересечении торговых путей.
Впервые упоминается в новгородской первой летописи младшего извода в 1396 году, под названием Кирьяжского погоста. До заключения Столбовского мирного договора, территория относилась к Корельской половине Водской пятины, проще говоря к Новгородским землям. Погост находился в зоне набегов шведов, в течение столетий происходили стычки и значительные сражения.
С 1617 года Северное Приладожье отошло Швеции, был образован Кексгольмский лен. Финны-лютеране, при поддержке шведской армии вырезали местное население и занимали их дома. Православные карелы были вынуждены бежать на восток. В 1656 году русккие предприняли попытку отвоевать территории, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру. Осенью 1656 года, Северное Приладожье заняли русские войска, но после безуспешного штурма крепости Кексгольм были вынуждены уйти. После ухода русских войск, шведы прошли по Ладожскому побережью, сжигая православные церкви, разоряя дома православных карел, уничтожая скот. Вместе с отступавшими ушли и большая часть карел.
В 1668 году появился шведский торговый укрепленный город Кроноборг(город короны), который вновь вернулся к России по Ништадтскому мирному договору в 1721 году, после Северной войны. При Екатерине II теряет статус города и становится селом. Северное Приладожье с 1744 года входит в состав Выборгской губернии, которая в 1811 году присоединяется к Великому княжеству Финляндскому. Финны дают поселению новое название: Куркиеки(журавлиная река). После революции становится частью независимой Финляндии, а после советско-финской войны в 1940 году возвращается СССР.

Сейчас это просто поселок с населением в 900 с небольшим человек


Остановиться я решил в гостевом доме, в бывшей усадьбе финского архитектора Ларса Сонка. Дом был построен на холме Андерсиненмяки в 1914 году, для двоюродного брата архитектора и это единственное оставшееся спроектированное им здание в России. Владелица дома, Лидия Ивановна Иванова, купила ветхий, под снос дом, в 1991 году, еще не зная, что это историческая постройка. Это выяснилось позже, и с тех пор, она и ее сын, занимаются его реставрацией и благоустройством. Собирается этнографическая коллекция предметов XIX- XX вв, проводятся экскурсии.


Из архивов краеведческого музея о усадьбе, архитекторе и ходе реставрации
http://www.kirjazh.spb.ru/sonk.htm
Группа ВК, где можно связаться с владельцами
https://vk.com/larssonk

Только успев приехать и бросить вещи, я сразу же попал на экскурсию по дому. В двухэтажном доме имеется 7 комнат, просторная гостиная, старинные изразцовые камины, печь для выпечки хлеба на кухне. Очень здорово воссоздан быт финской усадьбы XIX века. Подобное, я видел в этнографическом музее Luostarinmäki Handicrafts Museum в Турку.







Хозяева очень дружелюбные люди, всегда рады поговорить. Заплатив за комнату, цену, сопоставимую с номером хостела, я получил бонусом ужин, завтрак и экскурсию по вилле. В гостиницах, конечно же, такое не встретишь.

Из окон пасторальный вид на поселок и гору Линнамяки


Бросив вещи, я отправился смотреть, собственно на лабиринты и камни. Дорожка к культовым камням, отмеченная бетонными кубиками, начинается прямо за единственной здесь гостиницей Курки, что настораживает достаточно сильно. Слишком уж удобно, снял номер, вечером по тропинке пошел смотреть достопримечательности. Меня почти с первого дня не оставляло чувство, что эта история придумана либо сотрудниками турфирм, либо местными гостиничными меценатами, с целью повышения рейтинга места. Хотя, возможно, конечно, что гостиница была построена с привязкой к древнему сакральному месту.


В лесу куча остатков ритуалов эзотериков, считающих эти места сакральными, "местами силы". Привязанные ленточки, это видимо загаданные желания. Пока дерево живет - будет счастье. Или наоборот, желание исполнится, как только дерево засохнет.




Нашел по координатам пару камней, упоминания о которых находил в интернете.

Камень-ступа(61.290783, 29.844383)
Считается, что он обладает лечебными свойствами. В таких ступах в древние времена лечили тяжелораненых войнов


Камень-седло или Конь-камень (61.290417, 29.844733). По поверьям он исполняет желания. К нему также многие ходят лечиться, восстанавливать функции внутренних органов и позвоночника.


Лабиниты почему-то называются алховскими, хотя на мой взгляд к Куркиёки они все же ближе, чем к поселку Алхо.
Лабиринты в принципе, одна из северных загадок, а про эти два неизвестно почти ничего. В интернете есть только одна и та же копипаста:
В Карелии есть местечко Куркиёки, поблизости от которого находится каменный лабиринт. Неизвестно, кто и когда его соорудил, но он окутан множеством поверий.
Согласно им, правила прохождения лабиринта следующие: Вы заходите в начало спирали и с опущенными вниз ладонями рук, неторопливо продвигаетесь к центру. Это необходимо для сброса негативной энергии и очищения. Дойдя до центра спирали, подумайте о чём-то хорошем - о близких людях, о позитивных событиях в Вашей жизни, и направляйтесь в обратную сторону. Но на пути назад, ладони должны быть обращены вверх. Так Вы напитаетесь положительной энергией. Порой в окрестностях Куркиёки слышится сильный гул. По словам местных жителей, издает его Гром-камень - гора, на вершине которой сохранились руины древнего святилища. На южном же ее склоне расположен еще один каменный лабиринт - так называемая улита. Пройдя по этому лабиринту можно увидеть свое будущее.
На вершине скалы лежит три камня - это камень сердца, камень спины, камень плодородия и женского здоровья.


Первый лабиринт расположен на склоне горы Ламмасвуори (61.2962, 29.829517). Видно, что он регулярно обновляется новыми камнями. Некоторые камни сильно заросли, а некоторые будто вчера положены.


Вокруг камня когда-то росло дерево


На вершине горы якобы когда-то находилось языческое древнее капище, а сейчас оно реконструировано современными эзотериками и язычниками. Здесь проходят празднования русских народных праздников, проводятся ритуалов. Ритуалы все те же, народные: свадебные, похоронные, оберегающие, гадания.
Видео о создании капища можно посмотреть здесь, например: https://youtu.be/sQ634h7aOSg

Идолы языческих богов: Чур, Род и еще кто-то.




И еще несколько культовых камней, которым оставляют подношения


Бабий камень, благотворно воздействующий на плодородие и женское здоровье. Известно о камне с похожими функциями в московском парке Коломенское


До второго лабиринта нужно пройти чуть дальше по дороге. Лабиринт так же находится на скале(61.297717, 29.838417)
Если к первому ведет протоптанная тропа, то к второму приходится идти напролом, через поле, ориентируясь только по координатам. Он и выглядит более нетронутым и древним.



Лабиринты оставляют смешанное ощущение. С одной стороны, есть в них что-то древнее и таинственное. С другой, лично я не нашел никаких упоминаний о них в народных преданиях, только размноженную информацию в интернете, без указания на источники. Они никак не упоминаются у ветерана краевдения этих мест Теодора Швиндта, а люди, выросшие здесь ничего о них не слышали. Они абсолютно не похожи на беломорские и расположены вдалеке от водоема (в отличие от большинства известных северных).

А с легендами Приладожья можно подробнее ознакомиться здесь
http://www.kirjazh.spb.ru/kivi/kivi_l.htm

На следующий день, утром, иду в местный краеведческий центр.

Перехожу мост через реку Куркийоки. Интересно, что название реки пишется через -йо, а название поселка через -ё. Правильнее, наверное все же йок - река(фин.), но название поселка, хоть и происходит от реки, но произошло своеобразную русификацию.


Куркиеки(Kurkijoki), в переводе с финского, журавлиная река. О происхождении названия есть красивая и грустная легенда:
Во время сезонного перелёта стая уставших журавлей приземлилась здесь, чтобы отдохнуть и подкрепиться, но холода в тот год наступили необычно рано, и река оказалась замерзшей. Измученные долгим перелётом птицы не смогли найти здесь пищу, и многие из них в этом холоде не дожили до утра. Утром местные жители попытались спасти тех, кто ещё подавал какие-то признаки жизни.
Об этом напоминают и сейчас


Несмотря на то, что Куркиеки небольшой поселок, краеведческий музей один из самых интересных, что я посещал в Карелии. Находится он в старом финском доме, где жил всемирно известный биолог, "король лишайников" Вели Рясенен, описавший более 350 их видов.


Их сайт http://www.kirjazh.spb.ru/ я неоднократно тут цитирую, и на нем огромное количество краеведческой информациии. Правда на мой взгляд, его следовало бы сделать чуть более интерактивным, ибо читать текст местами тяжеловато.
Несмотря на то, что я был один, смотрительница музея провела для меня интереснейшую экскурсию за 150 рублей.







Картина иллюстрируют легенду о метеляйненах, древних жителях Карелии. Называли их так потому, что при передвижении они очень шумели. Это были люди огромного роста и большой силы. Они не обрабатывали землю, а жили охотой.
А в легенде говорится вот о чем: девушка-метелиляйнен случайно натолкнулась в лесу на чужака, который пахал землю на лошади. Это был карел. Она по­бежала к отцу и все ему рассказала. Отец велел отвести его к тому месту и, увидев пахаря, сказал: «Нам придется уйти отсюда и оставить землю пришельцам. Они такие сильные, что не боятся даже тревожить землю». Вероятно, у метелиляйненов был культ Земли.


После посещения музея, поднялся на гору Линнамяки (крепостная гора), ибо тропинка начинается прямо через дорогу от выхода. На холме когда-то располагалось древнее карельское городище-убежище XII - XIV веков, а позже, шведская средневековая крепость Кроноборг. Вообще, в Карелии и Финляндии часто можно встретить приставку "Линна" (Линнамяки, Линаавуори, Линнасаари), и сейчас по топонимике можно прослеживать местоположения древних крепостных укреплений. У подножия холма найдены захоронения викингов и предметы быта древних карел. Сейчас на горе можно найти только крепостные валы, остатки фундамента крепости и финский ДОТ. А еще несколько красивых видов на поселок и окрестности:




В общем и целом, поселок ничем не примечателен, кроме интересного расположения на холмах и нескольких финских домиков.



Северные орнаменты на домах


В центре поселка, остатки фундамента финской лютеранской кирхи конца XIX века, сгоревшей в 1991 году, и памятники погибшим русским и финским солдатам под флагами России и Республики Карелия.


Вот так она выглядела в 1973 году


Вид на Куркиёкский залив Ладожского озера


Автобус Петрозаводск - Санкт-Петербург здесь проходит только раз в сутки, и, по словам местных жителей, иногда бывает раньше расписания. Поэтому, я пришел несколько раньше, и оставшееся время провел забравшись на горку под названием Сякинмяки, поблизости от автобусной остановки. Обозревая окрестности, наслаждаясь общением с природой и греясь на солнышке.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments