В погоне за эмоциями (beacon1143) wrote in russkij_sever,
В погоне за эмоциями
beacon1143
russkij_sever

Category:

Мезенская одиссея - планы и подготовка

Год назад мы вдвоём с товарищем ездили на автомобиле в Карелию, откуда проехали в западную часть Архангельской области. Я выкладывал отчёт о поездке тут: https://russkij-sever.livejournal.com/2102916.html Нынче, в феврале этого года, мы проехались по восточной части Архангельской области. В качестве финальной (самой северной) точки нашего путешествия был запланирован город Мезень. А так вообще целью поездки было - повидать Пинежье, Лешуконье, Мезенский край, посмотреть, какие там красоты природы и как там живут люди.

Предлагаю вниманию уважаемых участников сообщества свои путевые заметки о февральском путешествии в Мезень, которые начну выкладывать в здешнем сообществе.

Всегда так получается: к моменту завершения (а иногда и начала) путешествия уже сложно вспомнить, почему выбран именно такой маршрут. Так получилось и в этот раз. Почему я надумал поехать именно в Мезень, я уже и не помню. Пожалуй, одна из основных причин заключается в том, что мне понравилось ощущение попадания из цивилизации в некий другой мир, которое мы испытали по пути из Карелии в Архангельскую область - а Мезень с её окрестностями, Лешуконье и Пинежье тоже явно отличаются от мира, к жизни в котором мы привыкли. Также мне снова хотелось испытать ощущения, когда едешь по дороге и не знаешь, доедешь ли до пункта назначения, застрянешь или придётся возвращаться - а таких дорог в Мезенском краю предостаточно (местами других просто нет). Возможно, свою роль сыграли блинчики по-мезенски, съеденные мною в январе 2017 года в Архангельске в кафе "Блин Хаус", когда на улице был 40-градусный мороз. Так или иначе, направление очередного северного путешествия определилось ещё осенью - на Мезень!

Зимой в суровых краях севера Архангельской области проезжих дорог больше, чем в любое другое время года: там, где летом непролазная топь, прокладываются зимники; а там, где нет мостов через реки, наводятся ледовые переправы. Поэтому доехать до Мезени можно тремя путями.
1) Первый путь, пожалуй, самый простой: от Холмогор ехать на восток через Пинегу до Кимжи, а дальше на север ведёт единственная дорога в Мезень.
2) Второй путь чуть посложнее: сначала заехать в Усогорск, что в республике Коми, а дальше направиться на север, вниз по течению Мезени, добраться до Лешуконского, откуда опять же на север ведёт единственная дорога в Мезень.
3) Есть и третий путь, ещё сложнее: от Усогорска поехать не на север, а на запад, въехать по зимнику в Архангельскую область, достичь реки Пинеги и, поехав вниз по её течению, доехать до Карпогор, после чего двинуться на север по зимнику до Лешуконского через Веегору и Усть-Чуласу - а от Лешуконского по той же единственной дороге на север достичь Мезени.
(Вроде бы есть ещё и четвёртый путь: в Пинежье можно попасть не с востока из Усогорска, а с юга. Из Котласа направиться не на восток в сторону Коми, а на северо-запад вниз по Северной Двине. Перебраться на тот берег в Верхней Тойме, от Двинского доехать до Красной. А дальше дикими лесными дорогами через Осяткино и Северный добраться до Мамонихи - и оттуда уже на запад вниз по Пинеге в сторону Карпогор, как в в третьем варианте. Но я о возможности такого маршрута подумал уже после возвращения. И, подозреваю, что он ещё сложнее третьего варианта: в верхнем Пинежье места совсем глухие.)



Конечно же, был выбран третий путь до Мезени, самый сложный и дикий из рассматриваемых. Второй вариант был оставлен в качестве резервного на случай, если третий окажется непреодолимым. А первый путь, самый лёгкий, был оставлен для возвращения - чтобы все трудности и приключения пришлись на первую половину путешествия, а потом уже можно было ехать спокойно. Маршрут, как обычно, я проработал довольно подробно. Его можно посмотреть тут: https://beacon1143.livejournal.com/32656.html Если коротко, маршрут был запланирован следующий:

1) Москва - Ярославль - Кострома - Судиславль - Солигалич - Тотьма - Великий Устюг - Котлас - Сольвычегодск - Яренск - Айкино - Микунь - Усогорск;
2) от Усогорска до Лешуконского два варианта:
а) Усогорск - Благоево - Нюхча - Сосновка - Сульца - Сура - Веркола - Айнова - Кеврола - Немнюга - Шотова - Карпогоры - Пиринемь - Веегора - Усть-Чуласа - Лешуконское;
б) Усогорск - Большая Пысса - Вожгора - Усть-Низемье - Койнас - Усть-Кыма - Чучепала - Палащелье - Белощелье - Ценогора - Колмогора - Лешуконское;
3) Лешуконское - Большая Нисогора - Погорелец - Целегора - Кимжа - Мезень - Долгощелье - Мезень - Кимжа - Кулогора - Пинега - Красная Горка - Голубино - Белогорский - Хорьково - Малые Карелы - Архангельск;
4) Архангельск - Ненокса - Рикасово - Шенкурск - Вельск - Сямжа - Вологда - Ярославль - Москва.

Конечно, при разработке маршрута использовались отчёты других путешественников о поездках в те края. Особо нужно выделить этот отчёт: http://forum.autotravel.ru/viewtopic.php?t=17304&postdays=0&postorder=asc&start=0. Из него я узнал о существовании зимника от Карпогор до Лешуконского, да и в целом наш маршрут практически полностью повторял первую часть описанного путешествия. Надо также сослаться и на другие использованные источники.

[Ссылки]
http://www.maydyk.com/2015/08/mezen2015.html
http://pomorkrug.ru/marshrut-2014/
https://www.drive2.ru/l/2236500/
http://travel.drom.ru/27486/
http://anton-ermachkov.livejournal.com/10392.html
https://www.drive2.ru/b/466409260163531256/
https://www.drive2.ru/b/2996130/
https://www.drive2.ru/b/466782269483254463/
http://www.pajero4x4.ru/bbs/phpBB2/viewtopic.php?f=6&t=74963
http://klimovs-travels.livejournal.com/148343.html
http://rc-kritik.livejournal.com/13564.html


Здесь - не как в науке, индекс Хирша у людей от моих ссылок не вырастет. Но сослаться нужно хотя бы из вежливости.

В путь мы двинулись снова вдвоём с Сашей asavan. С собой были взяты те же вещи, что и в прошлое зимнее северное путешествие: тёплая шуба, ватный костюм, сапоги "Хаски", пила с топором, чайник с термосом. С учётом прошлого опыта, добавились ещё палатка со спальником, коврики, "теплоиды", портативная газовая плитка, зарядное устройство для аккумулятора. Из еды взяли тушёнку, макароны, гречневые хлопья, быстрорастворимую лапшу, крекер, сникерсы - с расчётом, что в это путешествие кафе будут не везде и, возможно, возникнет необходимость сварить обед прямо в машине где-нибудь посреди тайги. Также я прихватил бутылку водки "Русский Север" (сделана в Мытищах) - для возможных благодарностей за помощь на дороге, если помогающий откажется брать деньги. Канистр с бензином снова взяли две штуки. Помня замерзающие педали тормоза и сцепления, я предварительно заменил тормозную жидкость и жидкость привода сцепления. Опять же, учитывая опыт пережитого мороза в Вельске, мы немного подготовились и к низким температурам тоже - сходили в "Декатлон" и купили себе по паре тёплых зимних рукавиц. Саша ещё купил себе "валенки XXI века" (не "Хаски", но что-то похожее) и обзавёлся меховой шапкой, которой ему не хватало год назад в дополнение к своей шубе - тёплой, но без капюшона.

Учёт прошлогоднего опыта выразился ещё и в том, что поехали мы не на Новый год, а на 23 февраля - когда день длиннее, темнеет позже, а зимники и ледовые переправы уже прочно встали. Правда, тут есть свои нюансы: в январские выходные отдыхает вся страна, а в другое время нужно подгадывать, чтобы всем участвующим в путешествии дали отпуска в нужные дни. Но в нашем случае отпуска были получены, и к воскресенью, 18 февраля, мы с Сашей были готовы отправиться в путешествие.

Следующая часть
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments