lidushka_39 (lidushka_39) wrote in russkij_sever,
lidushka_39
lidushka_39
russkij_sever

Category:

Вологодская область, д. Архангельское, церковь Михаила Архангела, 1770 г.

Сие белоснежное архитектурное чудо расположено в небольшой вологодской деревеньке, население которой по нынешним временам не дотягивает до трёх сотен человек. И созерцая в изумлении громадное здание, живописнейшим образом дополняющее окружающий ландшафт, в очередной раз ловишь себя на печальной мысли: а ведь наверняка деревня эта когда-то знавала и лучшие времена.
DSCN9148.jpg
Достоверно известно, что каменный храм Михаила Архангела уже существовал здесь в 1770 году - на первом этаже в приделе того же Михаила Архангела в то время уже проводились службы. Как и в большинстве случаев, каменное здание было построено на месте прежней деревянной церкви, первоначальные документальные сведения о которой относятся аж к XV в.
В местах этих жили ремесленники, крестьяне и купечество, судя по всему, народ не бедствовал – оттого и новая церковь вышла на славу, видно, строили на совесть, чтобы и память о себе осталась, и перед соседями не стыдно было J
DSCN9186.jpg
Этот задел прочности – как и во многих других случаях – в годы советской власти очень пригодился, ибо после прекращения служб в 1932 году, в годы войны, здание, по воспоминаниям местных жителей, использовалось в качестве сборного пункта для формируемых армейских дивизий, в 60-е годы - как зернохранилище, а впоследствии, уже с прохудившейся кровлей и выбитыми стёклами, на десятилетия вовсе оказалось без присмотра.
DSCN9195.jpg
Итак, перед нами двухэтажное здание – с “тёплым” храмом на первом этаже и ”холодным” на втором. Апсида почти во всю ширину четверика:
DSCN9149.jpg
Окна каждого яруса имеют однообразное оформление, общее как для четверика, так и для трапезной. Окна первого этажа, здесь отделка попроще:
DSCN9166.jpg
Цоколь, в нелучшем состоянии:
DSCN9167.jpg
Полуциркульные окна второго этажа, здесь и наличники с ушками побогаче, и лучковые сандрики над ними. И пилястры на пьедесталах, и многопрофильный карниз:
DSCN9154.jpg
Третий ярус четверика и пятиглавие:
DSCN9196.jpg
Обращают на себя внимание барабаны, из которых световым является только центральный:
DSCN9190.jpg
Весьма необычная задумка – опоясать восьмигранные барабаны изящными колоннадами (не деревянными ли?):
DSCN9157.jpg
Выглядит оригинально и западает в память:
DSCN9151.jpg
Прямо-таки изюминка этого здания J:
DSCN9165.jpg
Еще одна симпатичная деталь, воронка водосточной трубы, не факт, что копирует подлинник, но глаз однозначно радует:
DSCN9156.jpg
Вход в церковь с запада, через арку первого яруса колокольни, оттуда же попадают на лестницу, ведущую на второй этаж:
DSCN9158.jpg
Лестница с круглыми ступенями, нынче требующая основательного ремонта:
DSCN9178.jpg
Первый ярус колокольни с трех сторон украшен портиками, углы выделены рустовкой, видны парные пилястры второго яруса. Тут уже классицизм, колокольня  - позднейшая постройка либо перестройка, причем изначально стоявшая отдельно к западу от трапезной, и впоследствии соединенная с трапезной переходом.
DSCN9191.jpg
Но как бы то ни было, колокольня хороша несомненно:
DSCN9175.jpg
Вологодские колокольни – как выяснилось – вообще штука приятная и полезная, при наличии возможности на них подняться. Или залезть. А то – и вознестись, в зависимости от того, что наверху обнаружится J.
DSCN9170.jpg
Нет, судя по замкам на дверях, на эту подняться, увы, не удастся:
DSCN9171.jpg
Ну да ничего – не последняя ведь она, колокольня-то эта, отыщем ещё.
Мои любимые круглые окна:

DSCN9172.jpg
Шпиль, явно современный, с какими-то завитушками:
DSCN9188.jpg
Есть версия, что церковь строилась мастерами, приглашёнными из Тотьмы – что, учитывая географию, вполне похоже на правду. Хотя, если сравнивать по всей строгости, тотемские храмы и колокольни примерно того же времени выглядят совсем иначе, а конкретно вот так (Тотьма, Входоиерусалимская церковь, 1774-1791 гг) :
DSCN0187.jpg
Панорама местности в Архангельском со стороны речной долины (речушка называется Бохтюга, и церковь посему иногда именуется Михайло-Архангельской Бохтюжской):
DSCN9179.jpg
Напоследок обойдем здание с севера, здесь часть окон заложена:
DSCN9177.jpg
Говорят, второй этаж храма расписан фресками – пребывающими нынче в весьма плачевном состоянии и требующими незамедлительной реставрации. Живопись датируется 1863 годом, много лет простояла под открытым небом – новую кровлю взамен обветшавшей и провалившейся старой положили лишь в 1998 году.
DSCN9176.jpg
Автором росписей был местный житель, академик портретной живописи Платон Семёнович Тюрин – он же расписывал интерьеры Вознесенского собора Спасо-Суморина монастыря.
DSCN9168.jpg
В советское время в пустом здании Михаило-Архангельской церкви-красавицы случилось несколько пожаров, после которых к середине 1980-х годов встал вопрос о сносе здания, не имевшего официального статуса объекта культурного наследия. И лишь титаническими усилиями местных краеведов этот летальный исход удалось предотвратить.
DSCN9150.jpg
Были предприняты неоднократные попытки изыскания средств на безотлагательные реставрационные работы – но мизерных сумм катастрофически не хватало, здание продолжало разрушаться, фрески осыпались. В 1989 г наконец-то была разработана проектная документация на консервационные и ремонтно-реставрационные работы, но в 1993 году дело вновь застопорилось.
DSCN9163.jpg
Планомерные первоочередные восстановительные работы были начаты в 1998 году – на протяжении последующего десятилетия были приведены в порядок колокольня, кирпичная кладка, кровля, окна, фундамент. Здание ожило – внутри потихоньку осуществляются мероприятия по спасению остатков живописи.
DSCN9169.jpg
На престольные праздники в церкви проводятся службы.
DSCN9183.jpg
И есть надежда, что худшие времена для этого чуда провинциальной архитектуры остались позади.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments