Наш сегодняшний сольвычегодский герой скромно притулился под сенью трёх огромных берёз, чьею листвой стыдливо прикрывает слепые заколоченные окна и обсыпавшиеся участки оштукатуренных фасадов (след фото - западный фасад):
Ждёт, в надежде, обратим ли мы на него внимание – и застенчиво потупился, словно извиняется за свой неприкаянный вид. След фото - северный фасад:
Красавец, возрастом без малого в два века. Памятник, подлинник, старинный купеческий особняк в маленьком тихом городке, уникальный, как и любой архитектурный раритет, дошедший до наших дней.
...Крошечный Сольвычегодск (1875 жителей на 2020 г, если верить Wiki) - одно из чудес бескрайнего Русского Севера - расположен на берегу реки Вычегды, с незабываемых шикарных панорам которой, собственно, и начинается знакомство с Сольвычегодском.
На след. фото – вид с противоположного берега реки на Благовещенский собор (1563 г), построенный на деньги солеваренного магната Аники Строганова – хрестоматийный
След. фото – росписи тимпанов закомар и декоративный фриз Благовещенского собора:
Оставим до лучших времён (скорее всего, до пенсии, может тогда время свободное появится) подробный рассказ о соборе – тем более что сегодня он был бы неполным, ибо попасть внутрь, чтобы изучить интерьеры легендарного строгановского памятника, не удалось (будь он неладен, проклятый коронавирусный карантин, мы же с этой целью за 1200 км сюда на перекладных ехали!!!).
Взамен, побродив по безлюдному городку, успеем полюбоваться панорамными видами Вычегды и сохранившейся аутентичной застройкой тихих улочек.
Количество сольвычегодских архитектурных раритетов катастрофически поубавилось за последнее столетие (одних церквей было 12, из которых на сегодняшний день осталось в буквальном смысле 3,5 – совки фанатично сровняли с землёй экземпляры совершенно изумительного барокко). След. фото - Спасообыденная церковь, окошко верхнего храма, 1730 г:
Уцелевшие памятники Сольвычегодска – пусть даже в не самом презентабельном состоянии – представляют значительный интерес для архитектурных гурманов. Cлед. фото – та самая “половина”, оставшаяся от церкви Владимирской Богоматери (1788 г):
От барочного здания, традиционно для северного зодчества состоявшего из нижнего и верхнего храмов, сохранился только первый ярус, использовавшийся в качестве гаража в советское время (подробный пост ”было – стало” обещаю в недалёком будущем). Капительки западных угловых полуколонок его же притвора, чудо какое:
И таки наконец вернёмся же к главной теме сегодняшнего рассказа - представительному кирпичному двухэтажному особняку, расположенному на перекрёстке нынешних улиц Ленина и Советской (на снимке - западный фасад по Советской ул):
Самый что ни на есть безордерный классицизм, сошедший со страниц “Собрания высочайше апробованных фасадов”, 1809 г, альбом первый, проект номер 20:
Современный адрес указан на двух табличках – причём что по ул. Ленина, что по Советской дом означен под номером 10 (видимо, чтобы не запутаться).
Прежние названия улиц – Крестовоздвиженская и Введенская, соответственно – произошли, разумеется, от расположенных на них храмов. Первый из храмов не сохранился, снесён в 1930-х гг. Второй, Введенский, построенный в 1688-1693 гг – к великому счастью, уцелел (его детали на след фото)...
...и входит в топ-20 самых красивых архитектурных памятников России.
И ради него одного имеет смысл приехать в Богом забытый, далёкий Сольвычегодск.
Что же касается нашего классицизма - здесь всё значительно приземлённее, но также не обошлось без определённых изысков.
Замечаем, что оконные проёмы лишены как традиционных сандриков, так и наличников (а местами и стёкол, но сейчас не об этом). Но над каждым окном симметрично размещены разнокалиберные декоративные элементы, очень оживляющие фасады здания.
В междуэтажных филёнках – четыре лепных гирлянды (по паре справа и слева):
… и три изображения стилизованных вазонов-амфор в центральной части здания:
Над окнами второго этажа – заглубленные в нишу ряды ромбов, поставленных на острый угол, также по паре справа и слева:
...и то ли ленты, то ли имитация растительных побегов над тремя центральными окнами:
...А также декоративные розетки двух типов под карнизом небольшого выноса с сухариками.
Деревянный фронтон, шикарный, неужто подлинный, с круглым окном:
Западный фасад, три центральных окна:
На Wiki добрые люди выложили паспорт ОКН, текст которого приводим далее: ”Здание в плане представляет собой прямоугольник размером 18 х 14 м, образованный несущими стенами, толщиною в 120 см (!), который делится внутренними стенами, толщиною в 80 см, на ряд помещений. Главный вход в здание устроен с южной стороны, здесь же лесенка на второй этаж.” Пояснение: с юга к зданию сделана поздняя пристройка (её не снимала), не позволяющая увидеть первоначальный парадный вход – а жаль, наверняка он был соответствующим образом оформлен. След. снимок - северный фасад:
На момент составления Паспорта (август 1975 г) в здании, как указано в тексте, размещалась столовая Детского ревматического санатория. А вообще за двести лет существования здесь, как и полагается, чего только не было.
Изначально, как утверждает Паспорт ОКН, дом был построен “в 1830-х гг на средства купца Боярынцева для торговли кондитерскими изделиями”. Достоверно известно, что к 1882 г. дом успел сменить владельцев (а может, и не одних) и уже принадлежал купцу 2 гильдии Николаю Александровичу Инкину: на втором этаже были жилые помещения, а на первом - склады и мануфактурный магазин, отдельный вход в который виден на дореволюционных фото (наш особняк – у правой кромки кадра, стрелка указывает на входной проём):
Н. А. Инкину, занимавшемуся поставками из Москвы табачных, кожевенных и мануфактурных товаров, также принадлежали три торговые лавки в Гостином дворе Сольвычегодска. Сей Гостиный двор представлял собой крытые деревянные торговые ряды, расположенные на главной площади города (на след. снимке они слева). Наш же дом – справа, обозначен красной стрелкой:
Возьмём чуть крупнее наш особняк, западный фасад, тут, кстати, видно южную пристройку справа, через которую входили в жилые помещения второго этажа. Стрелка указывает на дверку в мануфактурную лавку, сейчас это второе окно слева:
Огромные трёхэтажные хоромы в центре ч/б снимков – Присутственные места (на них указывает желтая стрелка) – нынче выглядят вот так:
Это знаменитый дом купцов Пьянковых, выстроенный с несколько неожиданным для скромного Сольвычегодска размахом (зато от души, и соседям на зависть), после пожара выкупленный у хозяев городской администрацией в начале 1840-х гг для размещения в нём казённых служб.
В советское время здание принадлежало Сольвычегодскому санаторию. Шикарное окно:
Что касается нашего классицизма на Советской, 10 – после революции здание по-прежнему использовалось в качестве торговой точки, исправили разве что вывеску - на “Центроспирт” – и ассортимент.
Мануфактура, видимо, после уничтожения купеческого сословия, превратилась в дефицит, а со спиртом в молодом советском государстве проблем не было. Позднее здесь разместились редакция газеты ”Сталинский путь”, типография, радиоузел (агитаторы, словом). С 1959 г, когда народ потихоньку в себя приходить начал – газету переселили, дом отдали детскому ревматическому санаторию, на первом этаже оборудовали кухню, на втором – столовую и палаты для проживания маленьких пациентов. С 1974 г здание передали под городские нужды – второй этаж по-прежнему оставили жилым, а на первом разместились службы ЖКХ.
Как видим, в советское время дом старались содержать в порядке – лепнина хорошо сохранилась. В Сольвычегодск, поглядеть на его старинные соборы и подлечиться в бальнеологическом санатории, раньше народу приезжало сравнительно много – с учётом его далеко не самого удачного географического положения. Чтобы перед гостями не было стыдно – городскую застройку поддерживали в приличном состоянии. Да и средства, судя по всему, позволяли - не то, что нынче…
Дверку, когда-то ведущую в магазин (ещё в XIX в переделанную из растёсанного окна), замуровали обратно в окно – на память от неё, кроме фотографий, остались сбитая лепнина в филёнке над вторым слева окном (на месте козырька и вывески), след от ступеней и испорченная кладка простенка (видна при большом разрешении). И именно над этой бывшей дверкой случилась серьёзная и, видимо, длительная протечка сточных вод – штукатурка там конкретно отслоилась, наверняка и чердак, и внутренние помещения также пострадали.
Северо-восточный угол старинного дома угрожающе перекошен и зафиксирован затяжками (и если проблема в фундаменте – можно представить, в какую копеечку рискует вылиться ремонт).
Со двора зрелище совсем безрадостное – через центральный ризалит в послевоенное время оборудовали вход в здание, т. е. нарушили планировку (это ещё ладно, все уже привыкли с чёрного - вместо парадного - входа в дом заходить) и, возможно, целостность конструкции (а вот это уже серьёзно).
Вездесущий призрак заброшенности и безнадёги добрался и до Сольвычегодска…