Одним из, быть может, наиболее "классических" для русскоязычной этнографической традиции обществ является крестьянство Русского Севера. Несмотря на это, глубокие исследования народного самосознания и мировоззрения севернорусского населения все еще достаточно редки. Тем более ценной оказывается работа, фрагменты которой мы публикуем ниже -- статья главного научного сотрудника ИЭА РАН А.В. Власовой "Народное сознание и культура севернорусского населения". посвящена отражению сознания северян XIX-начала XX века(времени непосредственно предшествовавшего интенсивной модернизации и разрушению традиционного общества) в широком многообразии различных форм материальной(и не только материальной) культуры-- будь то характер использования пространства, типы сельского хозяйства, традиционный костюм или же структура локальных и региональных идентичностей.
Статья была впервые опубликована в монографии "Очерки русской народной культуры" изданной под грифом ИЭА РАН в 2009 г.. Полный текст статьи, можно скачать здесь.
Статья была впервые опубликована в монографии "Очерки русской народной культуры" изданной под грифом ИЭА РАН в 2009 г.. Полный текст статьи, можно скачать здесь.
И.В.Власова. Народное сознание и культура севернорусского населения

Использование пространства под заселение. с.Кимжа, Мезенский район.
(Из кн. Пермиловская А.Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера(XIX-начало XX века) Архангельск, 2005 С.18)
Весь осваиваемый Север, где формировалось севернорусское население, становился периферией Русского государства. Традиционная культура северян стала земледельческой в своей основе, правда, ее черты были свойственны не только культуре северных земледельцев, но и наличествовали у северного промыслового населения. Народная культура в целом у русских всегда была земледельческой, и именно этим определялось ее своеобразие, а северная культура стала уникальным ее вариантом. Несмотря на свою периферийность культура северян вобрала в себя и сохраняла долгие столетия общерусский характер и именно культуры земледельческого народа. Ее уникальность же была обусловлена тем, что она сформировалась у хлебопашцев, живших в условиях северной природной среды. Кроме того, культура русских северян складывалась в иноэтничном окружении, поэтому она стала «продуктивной и творческой». Ее продуктивность состояла в том, что она способствовала адаптации пришельцев-славян (русских) в новой природной и человеческой среде. Как всякой периферийной культуре, основой которой к тому же становилась разнородная культура, ей было присуще соотношение «своего» и «чужого», все время вынужденное сравнение своих и чужих ценностей (признак творчества) и выбора того, что в данной ситуации и условиях наиболее приемлемо. Так северная культура становилась «продуктом межэтнических (и межрегиональных – И.В.) связей», и тем самым «проделала тот же путь, что и общерусская культура, вобравшая в себя опыт межкультурных связей, ставших достоянием национальной культуры». Сосуществование культурно-исторических традиций, их взаимопроникновение характерно не только для общерусской, но и для региональных культур: и в той, и в других произошло напластование разновременных слоев, отразивших многообразие культурных связей.

Соловецкий монастырь(из кн. "На поморской вольной стороне..." Архангельск, 2003 с.67)