Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Пасха на Руси. Записки этнографа

Величайший из христианских праздников, Святая Пасха, являлся вместе с тем и любимейшим народным праздником на Руси. Этнограф-беллетрист ХIХ века С.В. Максимов в результате ряда этнографических экспедиций по российским губерниям записал множество народных обычаев и верований, приуроченных к пасхальным дням. Необходимо отметить, что автор наблюдал и записывал обычаи верований как крестьян-старообрядцев, так и приверженцев господствующего вероисповедания — РПЦ.

Пасха — самый любимый в народе праздник

Величайший из христианских праздников, Святая Пасха, является вместе с тем и любимейшим народным праздником, когда душа русская как бы растворяется и смягчается в теплых лучах Христовой любви, и когда люди всего больше чувствуют живую, сердечную связь с великим Искупителем мира. На церковном языке Св. Пасха называется «торжеством из торжеств», и название это как нельзя больше соответствует общенародному воззрению на этот праздник. Еще загодя начинает православный люд готовиться к этому торжеству, чтобы встретить его достойным образом, с подобающим благолепием и пышностью. Но особенно деятельно хлопочет и приготовляется деревня, где живее чувствуется связь со старинными обычаями и где крепче стоит православная вера.


М. А. Мохов. Пасха. 1842

Collapse )

«Тавранчуг» и другие загадки уставов древнерусских монастырей

Несмотря на то, что в современных старообрядческих календарях имеются точные указания, касающиеся постных и скоромных дней года, подлинные старорусские традиции трапезы и поста по-прежнему остаются малоизвестными. Сегодня мы поговорим о том, как постились в монастырях Русской Церкви до церковного раскола, и на основе старинных документов реконструируем забытые ныне монастырские блюда.

Малый домашний устав



Пищевые указания современных старообрядческих календарей Русской Православной старообрядческой Церки, Русской Древлеправославной Церкви, Древлеправославной Поморской Церкви касаются употребления в дни церковного года определенных типов продуктов. Внимание концентрируется главным образом на пяти параметрах трапезы:
Collapse )

Заповедная Кимжа

Оригинал взят у ollazarev в Заповедная Кимжа
Год уже прошел, как посетил я те удивительные края, а чувсвтва и впечатления мои все не могут воплотиться в слова, которые передали бы в полной мере виденное и слышанное. Образы людей, деревенских улиц, северной зимы с ее морозом и глубоким скрипучим снегом под валенками, широкой Мезени и маленькой извилистой Кимжи являются вновь и вновь перед глазами. И, кажется, невозможно облечь в слово всю эту зимнюю тишь и красоту спрятавшейся за лесами мезенской деревни. На помощь могут прийти лишь песни - душевные песни Русского Севера, отражающие его красоту и самобытность. Словно в сказке Писахова, они застывают на морозе, обращаясь в кружевные узоры, и радетельный гость обязательно увезет с собой эту частичку традиции и жизни здешних людей...
В Кимже
Collapse )

На Покровском погосте

Оригинал взят у ollazarev в На Покровском погосте
В нескольких километрах от Санкт-Петербурга находится комлекс, именующийся Покровским погостом. Покровский погост объединяет реконструкции утраченных памятников деревянного церковного зодчества Русского Севера. Кроме прочего здесь воссозданы 25-главая церковь с росписью "неба", Святые врата с оградой, часовня и колокольня. И это только начало становления паркового комплекса «Усадьба "Богословка"», который в будущем помимо Покровского погоста будет включать реконструкции Каргопольской деревянной крепости, деревянной усадьбы Зиновьевых, реконструкции русской и карело-вепской деревень и многое другое. Планы развития у создателей комплекса, прямо скажем, "наполеоновские". Архитектурные жемчужины будут объединены в форме русского этнографического парка, где каждый посетитель сможет прикоснуться к истории своей страны, не связанной с камнем...

26 ноября, когда мы с товарищем затемно прибыли "на место", на Погост обрушились обильные осадки в виде частого мокроватого снега, что внесло свою "изюминку" в общую атмосферу. Все-таки в сочетании с заутренней темнотой и белым снегом шедевры архитектуры Русского Севера выглядят глубже и таинственнее...
Покровский погост
Collapse )

Мезенский пастырь

Оригинал взят у ollazarev в Мезенский пастырь
Год назад я с удовольствием посмотрел все части замечательного цикла документальных фильмов "Счастливые люди". Когда смотрел часть о поморах, мне запомнился необычный священник с необычной судьбой, о.Алексий, окормляющий целый район Архангельской области. Имея своих детей, они с матушкой взяли к себе еще 5 детей из детдома. Да и служение у о.Алексия непростое - его район один из самых труднодоступных. Запомнилась также его проповедь, произнесенная жителям одной из деревень после освящения часовни пророка Божия Илии:
Также как создана эта часовня, вы можете воссоздать всю вашу деревню, и наполнить ее и людьми, и дать им рабочие места. Потому что Церковь - это не бревна, не камни - в первую очередь, это вы сами. Церковь еще переводится как "собрание народа Божьего". Все начинается с вашей доброй воли, с ваших усилий. Нам не поможет никакой дядя. Одна надежда: только на Бога и на свои силы. Говорят так: "молись Богу, как будто от тебя уже ничего не зависит, но помолившись, делай все так, как будто все зависит только от тебя".
Прошло время. В январе я приехал в гости в деревню Кимжа Мезенского района Архангельской области. Приехал я в эту деревню впервые. И тут у хозяев дома я заметил на столе распечатанную статью, в самом начале которой была фотография улыбающегося батюшки со стебельком земляники в руке. Я начал читать:
Collapse )
Nord
  • orei

Святые Места. Воломы на Кичменге

Воломы — это чудесное место на Земле. Воломы — это страница нашего финно-угорского Севера. Воломы — это сказка. Сказка в глухих лесах Вологодской области, в верховьях реки с удивительным названием Кичменга. Здесь, в начале XVII века преподобным Симоном, впоследствии прославленным Вологодским святым, был основан небольшой монастырь. Московская колонизация этого отдаленного региона начавшаяся с первой мерянской волны в 10 веке затянулась на века. Обрусение местного финского населения проходили медленно — в XVII веке здесь еще упоминаются чудь и зыряне, а на подписных бытовых предметах XIX в. встречаются типичные финские имена.

Collapse )

Церковь в Заостровье(Архангельская область)

В старинных документах первые упоминания о существовании в Заостровье православного прихода относятся к XVI веку, к временам пребывания на царском престоле Великого князя Московского и всея Руси Ивана Грозного. Известно, что построенные в Заостровье церкви сгорали в результате пожаров, страдали от ударов молний и саморазрушались. Одна из них была перевезена в Соломбалу. Единственным сохранившимся в Заостровье до наших дней деревянным сооружением XVII века является храм Покрова Божией Матери, строительство которого было завершено в 1688 году. В настоящее время он не действует.
В 1808 году, в нескольких десятках метрах от храма Покрова Божией Матери был заложен каменный храм Сретения Господня, который был освящен в 1827 году, а строительство было полностью завершено семьдесят лет спустя после закладки, в 1878 году.
В храме шесть престолов, которые были перенесены сюда из прежних, уничтоженных временем церквей. Главный — Сретенский престол находится на нижнем этаже. Рядом с ним, с южной стороны расположен придел Николая Чудотворца. На верхнем этаже еще три престола: во имя мучеников Флора и Лавра, во имя апостолов Петра и Павла и во имя преподобных Онуфрия и Петра Афонского. Каменная шатровая колокольня была закончена в 1854 году, а в 1896 году в трапезной храма устроили придел во имя великомученика Пантелеимона. Величественный звон отлитого в 1875 году большого церковного колокола весом в двести десять пудов был слышен даже в Архангельске. Однако, в начале 1930-х годов, большевики сбросили его вниз и увезли на переплавку.
Храм Сретения Господня состоит из трех объемов: сеней с звонницей наверху, трапезной и храма, который, вместо традиционной алтарной апсиды, украшает стройный портик с колоннами соответствующими стилю позднего классицизма. Храм увенчан пятью главами свойственными для зодчества XVII века.
Материалы для строительства завозились на баржах по судоходной в то время реке Заостровке. На средства богатого крестьянина-мецената Андрея Алексеевича Чистикова на нижнем этаже был устроен новый иконостас. Он же разыскал и оплатил работу столичных мастеров по росписи стен и верхних сводов церкви Сретения Господня.
До октябрьского переворота 1917 года кроме церковных зданий, погосту принадлежали три дома, в которых жили священнослужители. Также при церкви функционировали Рикасовское сельское училище, и две церковно-приходские школы (в деревнях Лянецкое и Перхачево). С приходом советской власти дома были экспроприированы, имущество разграблено, а школы закрыты.
Церковь Сретения Господня не закрывалась. В начале 1930-х годов были арестованы священники храма. Отец Федор Тамицкий так и не вернулся из ГУЛАГа, отец Александр Лыткин был расстрелян чекистами в 1933 году, а диакон Арсений Жаровов был отправлен на строительство Беломоро-Балтийского канала откуда вернулся в 1939 году. После Великой Отечественной войны он был рукоположен в пресвитеры и являлся настоятелем храма с 1947 по 1949 год.